Постоянные усилия при формировании «Свидетеля», в конечном счёте, ведут к независимости от влияний внешнего мира. Рассмотрим подробнее процесс формирования «Свидетеля», что должно привести нас к пониманию необходимости этой работы и показать, почему формирование «Свидетеля» делает духовного искателя независимым от внешнего мира.
Во внешнем мире на различных уровнях его реальности проявлен весь спектр миров низшей сферы. Или, что то же самое – весь спектр планов сознания низшей сферы. Это представлено не только в различных формах жизни, как животной, так и растительной, но и в человечестве и в каждом отдельно взятом человеке. Если спектр планов сознания сравнить со спектром солнечного света, который начинается от инфракрасного и заканчивается ультрафиолетовым, то и спектр планов низшей сферы так же начинается от самых тёмных, имеющих низкие частоты вибраций, до высочайших, недоступных обычному человеческому восприятию. И все они представлены в каждом человеке и в системе чакр, и в соответствующих планам сознания, возможностях. Правда, различные, народы и люди функционируют только в части спектра возможностей, представленных в них. Если мы все возможности, представленные в человеке изобразим в виде горизонтальных линий, различного цвета, расположенных одна над другой, то различные народы, и каждый человек в отдельности проявляют себя в жизни, используя только низшие части спектра. Другие же находятся где-то в середине его, и только немногие проявляют свою активность в верхней части спектра.
Тогда можно представить, что всё сущее на Земле располагается на ступенях эволюционной лестницы и взаимодействие между всеми формами жизни, между народами и между отдельными людьми во многом характеризуются местами, которые они занимают в этой иерархии. Так, если человек или народ занимают более низкие ступени спектра жизни, то через них будет в этом мире проявляться агрессия, жестокость, ложь, стремление к власти и подавлению всякого стремления к свободе тех, которые хоть как-то зависимы от них и через них будет насаждаться всё низкое, аморальное, разрушительное. А через тех, которые располагается в более высоких частях спектра жизни, будет проявляться справедливость, сострадание, бескорыстие, стремление к единству и свободе.
Итак, из всего сказанного здесь можно легко понять, что каждый человек на Земле связан со всеми мирами низшей сферы или же со всеми планами сознания, и, конечно же, хочет он этого или нет, но взаимодействует с силами этих планов. Или, если сказать точнее, силы различных планов сознания взаимодействуют с человеком, потому что он созвучен с ними, хотя этого может и не осознавать. И в результате, человек или даже целые народы, становятся инструментами сил, реализующих себя через людей на плане Земли.
Похоже, что между силами витальных и ментальных планов существует заговор против человечества. Они сообща строят всевозможные ловушки для его сознания, привязывая его к ценностям проявленного мира, к идеям, которые сами же подбрасывают человечеству, а потом заставляют людей придерживаться их. Даже религии созданы ими, и цель их в этом та же самая – отвлечь внимание людей на внешние формы, которым придаётся святость, поставить между Богом и человеком посредника, который бы, хоть в какой-то степени, заслонил собою Бога. Между Божественным и человеком не должно быть никого, даже учителя, который может находиться рядом с учеником, но не впереди него, так как каждый из них идёт своим путём. Учитель может дать совет, но каждый из учеников будет использовать такой совет по-своему. И ни один из учеников не должен копировать своего учителя, потому что каждый человек, идущий духовным путём, – проявляет в своих внутренних усилиях, только одну конкретную грань Божественной работы. Копируя учителя – ученик делает не свою работу, а дополняет ту работу, которая уже сделана учителем.
Все части спектра сознания, проявляемых человеком, можно свести к одной усреднённой вибрации, которая у всего множества людей, живущих на Земле, не одна и та же по частоте. Следовательно, нет двух одинаковых людей в своих стремлениях и в своих реакциях на всевозможные влияния сил низшей природы. И каждый человек воспринимает в этом проявленном социальном мире какую-то преимущественно одну сторону реальности.
Эволюция человека – это передвижение его сознания вверх по спектру сознания. Все остальные его успехи, имеющие приложение к ценностям проявленного мира, не имеют ни какого значения. Более того, успех и удовлетворение амбиций эго, только уводят человека от его истинного предназначения. Но это утверждение верно в основном только для тех, которые были призваны Божественным для внутреннего пути, и которые ещё твёрдо не определились, не сделали окончательного выбора между путями внешним и внутренним. Прежде мы уже говорили о признаках, по которым можно судить, призван ли человек для внутренней работы или нет.
Первым шагом на внутреннем пути является формирование «Свидетеля», без чего никакая внутренняя работа сделана быть не может. Средства для формирования «Свидетеля» предоставляет человеку не только внешний мир, но и свои генетически обусловленные особенности. Истинным источником знания, необходимого для формирования «Свидетеля» и побудителя этой работы является истинное «Я» человека. Вначале духовный искатель осознаёт различные потребности, желания, эмоциональные состояния наиболее грубые и, поэтому легко доступные для восприятия. Эти осознания на первых порах, происходят с опозданием, и человек наблюдает свои воспоминания «прошедшей грозы». Человек как бы смотрит ей вслед некоторое время спустя, так как все эти состояния не могли им осознаваться отстранённо, потому что прежде он был захвачен ими. Но, по мере того, как искатель стремится осознавать свои различные внутренние состояния в момент, когда они возникают в нём, то это ведёт к тому, что он постепенно приближается к источнику этих состояний. И однажды он становится способных осознавать их «здесь и сейчас». Осознавать «здесь и сейчас» возможно только в тех случаях, когда осознающая часть сознания находится над состоянием, которое человек наблюдает, в противном случае он будет захвачен этим состоянием.
Все человеческие возможности, проявления которых осознаются человеком, как влечения, побуждения, интересы, стремления к чему-либо и различные эмоциональные состояния, можно представить в виде струн арфы. Каждая возможность звучит на своей частоте, которая созвучна какому-то из планов сознания низшей сферы миров. Силы низших миров (или планов сознания), воздействуя на человека своими вибрациями, вызывают в нём созвучные ответные реакции, которые осознаются человеком как эмоциональные состояния и другие всевозможные реакции, принадлежащие ему. И если человек говорит, что он чего-то хочет или на кого-то зол, то это в действительности состояние, спровоцированное силами определенных планов реальности. Дело в том, что любые состояния, которые переживаются человеком, сопровождаются выбросом определённого количества энергии. И силы различных планов реальности низшей сферы миров, утилизируют эту энергию для своих собственных гастрономических нужд. Похоже, что они вынуждены вести подобный паразитический образ жизни, потому что другого способа добывания для собственного пропитания биологической энергии они не знают. Человек для них, как домашний скот для домохозяина, как тля для муравья. Эти силы не действуют в одиночку, поэтому они стремятся к тому, чтобы человек отразил во внешний мир своё состояние и этим самым заразил других людей. И такая взаимопомощь в значительной мере облегчает жизнь этих сил. Но всё меняется, когда человек начинает наблюдать за своими внутренними состояниями из позиции «здесь и сейчас». эмоциональное состояние, индуцируемое силами низших миров не раскрывается в полной мере и остаётся скудным и, практически, не сопровождается выбросом энергии. Для того, чтобы это произошло должна быть генерализованная реакция, а она не возникла. И силы надеясь на сытный пир, увидели, что стол накрыт, но на столе ничего нет, пусто. И если так будет продолжаться и дальше, то однажды эти силы оставят человека в покое. Но человек многогранное существо и силы других планов реальности всё ещё будут собирать обильную жатву с других участков человеческого поля, и использовать его для заражения других людей, создавая условия для этих сил, в которых они могут не только сытно покушать, но и попировать целой компанией. Поэтому, человек должен осознавать любые состояния или влечения, возникающие внутри него. И не важно будут ли этому внешние причины или свои собственные, внутренние – он должен осознавать их отстранённо, считая, что они ему не принадлежат. И постепенно хронически некормленые силы различных планов реальности низшей сферы будут оставлять его, а его сознание будет всё выше подниматься над влияниями низшей природы, становясь независимым от неё. Правда, силы низших миров периодически будут совершать внезапные набеги на человека, надеясь застать его врасплох. Иногда им это будет удаваться, но искренний искатель эти падения будет воспринимать как указания на необходимость более высокой бдительности и восприимчивости. Искренний искатель не испытывает уныния, в период подобных падений, напротив, считает, что это было указание Божественного на его недостаточно тщательную работу.
Но, нередки случаи, когда человек чувствует, что атакам низшей природы не видно конца и все его старания ни к чему не приводят. В действительности основной причиной этому является недостаточная бдительность человека и недостаточные усилия его воли. Возможно, он слишком часто позволяет увлекать себя внешним соблазнам, и оправдывает всё это различными внешними обстоятельствами. И если, однажды осознав свою неискренность, он всё-таки приложит все свои усилия и будет более бдительным и настойчивым, чем он был прежде, а его воля человека станет преобладать над волей сил низшей природы, и его намерение станет непоколебимым, то однажды это приведёт к тому, что Божественная Мать возьмёт в свои руки все его проблемы и тогда, все прежние его трудности останутся позади.
Те усилия, которые делает человек, формируя «Свидетеля», в конечном счете, трансформируют его сознание. И когда сознание человека становятся созвучными более высоким планам сознания, то в этот период формируется канал, по которому более высокие влияния нисходят в человека и берут на себя всю необходимую работу. Таким образом, когда мы говорим о том, что Божественная Мать берёт в свои руки все проблемы духовного искателя, то это происходит в конце его возможных усилий, когда, стремясь к совершенству, он использовал все свои силы и подошёл к черте невозможного для него. Можно думать, что человеку даётся столько силы, сколько необходимо для того, чтобы подойти к черте созвучия с более высоким планом сознания, и в то же время это черта невозможного для него. И здесь мы начинаем понимать важность человеческого намерения, которое только тогда становится эффективным, когда в нём сформирована материальная составляющая. Ведь внешняя часть человека содержит в себе материальный компонент. Намерение человека содержит в себе его цель, без чего оно не может быть сформировано, и в то же время эта цель не содержит в себе конечного результата. Целью человека является его посвящение своей жизни Божественной работе. Здесь надо понимать, что работа называется Божественной, потому что в действительности, её выполняет не человек, но Бог.
По мере того, как человек всё больше освобождается от влияний сил низшей природы, многое из того, что было для него ценным, и что является естественными ценностями для подавляющего большинства других людей, перестаёт представлять для него интерес. Ему не интересны пустые разговоры, которые люди считают общением. Это совсем не означает, что он перестал быть общительным, нет, но ему не интересно то, что интересно другим. Другие люди живут ценностями этого социального мира, его и своими проблемами в нём, поэтому, их общение включает в себя весь этот плоский мир, и так как они принадлежат ему, то они не могут говорить о чём-то ещё. А искатель, сознание которого уже поднялось над обыденностью этого мира и не зависит от его влияний, перестаёт быть созвучным с ними. У него как бы не происходит реальной встречи, хотя физически всё кажется не так. И даже после подобных встреч, духовный искатель вспоминает прошедшее событие как какой-то шум, не имеющий цели и смысла. Иногда присутствие в какой-либо компании, впоследствии осознаётся, как некий кошмар, в котором искатель зачем-то должен был участвовать.
Со временем, когда вся жизнь ученика превращается в служение Божественному, а мир, становится для него школой, то все проблемы и трудности воспринимаются искателем, как уроки Божественного. Это время, когда для него перестают существовать полярности добра и зла, прекрасного и безобразного, величия и ничтожества, альтруизма и эгоизма и т.д., потому что всё является уроками Божественного.
Именно в этот период внутренней работы, у человека начинает формироваться состояние абсолютного покоя. Это и понятно, так как, формируя «Свидетеля», духовный искатель настолько поднялся над влияниями, этого материального мира с его ценностями, что они перестали вызывать в нём ответные вибрации. Но это только начало формирования состояния покоя, так как поднявшись над грубыми влияниями, внешнего мира человек не свободен от влияний более тонких и поэтому менее явных. Поэтому для осознания этих влияний, человек должен быть более восприимчивым, чем он был прежде и более бдительным. Если прежние более грубые реакции не могли пройти мимо его сознания не замеченными, то теперь всё изменилось – духовный искатель должен выслеживать более тонкие внутренние состояния, возникающие в связи с его взаимодействием с внешним миром. «Исследуйте себя беспощадно», говорил Шри Ауробиндо, и это исследование должно быть всё более и более тонким, так как человек связан со всеми планами низшей сферы миров (ланами сознания). Такая работа ведёт к тому, что «Свидетель» всё в большей степени отстраняется от влияний низшей природы, постепенно подчиняя себе всё сознание человека и его волю. В этой работе искатель не позволяет себе присутствовать в тех ситуациях, которые могут вызвать у него состояние возбуждения, не позволяет себе воспринимать ту информацию, которая может нарушить состояние равновесия. И, конечно же, к таким факторам следует относить телевизионные передачи и некоторые влияния компьютерных технологий. Для того, чтобы сохранять состояния внутреннего равновесия при взаимодействии с любой реальностью внешнего мира, искатель должен быть не пассивным читателем, слушателем, зрителем или участником этих событий, но стремиться к осознанию тех состояний, которые ими вызываются, и пытаться понять смысловую направленность этих влияний. Это будет защитой от этих влияний как на уровне витала, так и на уровне ума.