Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ТЫ

--

Почему люди стремятся походить на других, особенно на значимых людей. И когда им это удаётся, они испытывают удовлетворение. Похоже, что люди хотят идти путям других людей, не думая о том, что у каждого человека свой путь и своя судьба. А может быть есть общечеловеческий путь, а пути каждого из людей – это только грани или части спектра общих путей человечества? Особенно стремятся походить на других людей и в первую очередь на своих родителей, дети. А подрастая они начинают приобретать сходство с теми, которые находятся за пределами их семьи. При этом они получают возможность вступать с ними во взаимоотношения именно в пределах тех граней, которые общие для них. Если же человек не будет походить ни на кого, то у него не будет точек соприкосновения с другими людьми. Следовательно, стремление походить на других людей человеку необходимо, чтобы стать частью коллектива. Но что же делать родителям, если их чадо стремится копировать совсем не лучшие стороны реальной жизни. Если их сын или дочь не будут этого делать, то окажутся изгоями для реальности современного мира, белыми воронами, и тогда общение со своими сверстниками будет для них невозможным. Но в действительности, дети и даже взрослые люди копируют те проявления внешнего мира, которые считаются более значимыми. И оценка хорошего и плохого определяется, исходя из значимости. И сколько бы нас не убеждали, что какие-то объекты или действия плохие, мы будем исходить из значимости. Вы будете говорить своему сыну или дочери, что табак и алкоголь – это плохо, и даже объясните, почему плохо, но во внешнем мире – это очень значимо, и все мальчишеские лидеры курят и пьют пиво или даже напитки покрепче. И родительское «плохо» в такой ситуации, окажется слабее уличного «хорошо». Или ещё пример: люди в большинстве своём, внутреннюю пустоту и мелочность, которые для большинства разумных людей являются отрицательными значимостями, пытаются компенсировать значимостями внешними – изделиями из драгоценных металлов и камней, супермоделями автомобилей, общением с людьми, занимающими высокие социальные посты, приобретением яхт, самолётов, островов и т. д. Внешнее у них всё должно быть значимым. Ну и конечно, власть – это наибольшая значимость. Поэтому, люди, стремясь быть значимыми, пытаются приблизиться к своим кумирам, оказаться хотя бы в их тени. И попробуйте убедить человека в том, что пресмыкаться перед такой значимостью – это унизительно и достойно человека с рабской психологией. Сама по себе значимость скрывает все пороки и даже уродства, не обязательно физические.

Каждая возможность, заложенная в человеческое существо, в полной мере может быть раскрыта, только под влиянием внешнего мира. Даже такая возможность как иммунитет, может быть в полной мере раскрыта при взаимодействии с повреждающими факторами, например, какой-то инфекцией. Если же человек будет жить в изоляции от общения с людьми и у него не будет возможности заражения, то его иммунная система, не будучи востребованной, останется не раскрытой.

И ещё раз – этот набивший оскомину вопрос: «Что делать»? – надо как можно раньше детям давать знания об истинных ценностях. И давать так, чтобы у них не оставались вопросы, которые в дальнейшем будут получать ответы на улице. Каждая раскрывающаяся в человеке возможность должна содержать в себе эталон истины. Разумеется, это имеет значение не только для детей, но и взрослых, которые могут защититься от всевозможных негативных влияний только знаниями. К сожалению, в большинстве своём люди довольствуются мнениями, которые без особого труда могут быть замещены другими мнениями, и то, что было прежде чёрным, станет белым, а белое почернеет. Знания не могут быть заменены мнениями, потому что мнения – это только фрагмент знаний и не есть нечто целое. Мы должны твёрдо верить в правильность наших знаний и использовать их, как эталон для проверки всех влияний внешнего мира. При общении мы внутренне должны с чем-то соглашаться, а что-то отвергать. При этом совсем не обязательно убеждать нашего собеседника в его неправоте, потому что, скорее всего, мы встретим стену непонимания и, убеждая его, потратим нашу энергию впустую. Человека можно убедить в чем-либо, если он к этому внутренне готов. Одна из заповедей Христа гласит: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешников». «Совет нечестивых» – это общение с людьми, которые стремятся навязать нам неправедные мнения, а «путь грешников» – это путь, на котором люди стремятся во всём искать выгоду.   

Каждая открытая возможность человеческой личности нуждается в том, чтобы её использовали, и что лежит в основе этой возможности, то и определяет её наполнение. Другими словами, каково наполнение наших возможностей таковы и наши приоритеты во внешнем мире.

У каждого человека есть потребность утолять голод своих возможностей общением, и, к тому же, проснувшиеся интересы так же требуют для себя пищи. И часто, эту пищу можно найти только во внешнем мире. Если в основу наших возможностей заложены истинные знания, то наше общение во внешнем мире становится выборочным. И не только во внешнем мире непосредственно, но и через окно телевизора или компьютера. В таком случае мы перестаём быть всеядными. Истинные знания, заложенные в нас, отсеивают весь мусор, которым нас упорно стремятся накормить. Мусорное сознание не имеет направления и, поэтому, оно удобно в управлении. Внимание человека должно метаться от одной вещи к другой, от одного удовольствия к другому, и тогда вместо человеческого общества, социально и духовно ориентированного, мы получаем ярмарку, на которой каждый сам по себе и кто во что горазд. Современный мир можно сравнить с песчаной пустыней, в которой различные ветры порождают песчаные бури и люди, как песчинки, не связанные друг с другом, повинуются ветрам идей, и устремляются в направлениях, которые определяются теми, кто создаёт эти ветры. В современном мире крайне необходимо иметь глубокие корни знаний, чтобы не быть игрушкой этих ветров.