Нет плохих учителей, есть плохие ученики, потому что каждому ищущему Божественный даёт того учителя, который соответствует ему в этот период времени. Если же ученик выполнит задачи, которые даёт ему Божественный через данного учителя, он предоставит ему учителя другого, который будет соответствовать его новому состоянию. Но может оказаться так, что ученик не понял тех задач, которые ему были предоставлены, или соблазны и всевозможные зависимости этого материального мира были так велики, что он то и дело уходил в сторону от пути, который был ему предложен Божественным. В результате, ему каждый раз приходилось возвращаться в своё исходное положение. И спустя многие годы он обнаружил себя там же, где он был до встречи со своим первым учителем. Дело в том, что путь сердца требует от человека постоянных усилий совсем не для того, чтобы идти в направлении избранного им пути, но усилий, при помощи которых человек не допускает влияниям низшей природы увлекать его с избранного им пути. Особенно важно это в самом начале внутренней работы, когда человек ещё находится под полным контролем низшей природы, прилагающей все усилия, чтобы не позволить ему выйти из-под её власти. В этот период человек должен быть настойчив и терпелив, бдителен и восприимчив. Его искренность должна быть максимальной, благодаря чему он не будет попадать даже в те ловушки низшей природы, которые на первый взгляд, кажутся ему незначимыми. Он помнит, что «коготок увяз, всей птичке пропасть».
В тех случаях, когда ученик ещё находится во власти низшей природы, многие неудачи он относит к внешним обстоятельствам или даже своему учителю, оправдывая самого себя. Но если однажды он смог бы осознать свою неискренность, в которой внешний мир с его ценностями и недостаточность его собственных усилий, направленных на ограждение от влияний соблазнов этого мира были основными причинами его несостоятельности в духовной практике, то, возможно, это в значительной степени помогло бы ему в его внутренней работе. Ученик не может требовать от своего учителя, кем бы он ни был, успешности на своём собственном пути.
Внутренний путь, в отличие от путей внешних, всегда индивидуален, и учитель может только указать направление, в котором должен двигаться ученик. И он не может взять ученика на плечи и нести его по пути, который предназначен только ученику.
Внутренний путь, которым идёт ученик, находясь во внешнем мире, содержит в себе два направления усилий. Перовое – отстранение от всех внешних соблазнов, которые пытаются отвлечь ученика от избранного им внутреннего пути. Второе – внутреннее внимание человека постоянно направлено в его сердце, которое всегда было его единственным внутренним учителем, который втайне готовил его для духовной работы от дня его рождения.
Внутренний учитель подготавливает человека к духовной работе двумя способами. Во-первых, он постепенно трансформирует его сознание, благодаря чему у человека меняется отношение к ценностям внешнего мира, важность которых при этом в значительной степени падает. Во-вторых, он формирует внешние обстоятельства так, что они становятся для ученика учителями, а весь мир – становится для него школой.
Ученик, со временем, начинает понимать, что одна и та же реальность внешнего мира имеет две грани. Одна из них предназначена для тех, которые полностью захвачены низшей природой, и смысл своей жизни находят в окружающей их реальности. Опорой этих людей являются ценности материального мира. Другая грань содержит в себе иной смысл, суть которого заключается в осознании внутренних состояний, при взаимоотношениях с внешней реальностью.
Насколько будет искренним ученик, в значительной степени зависит от него самого. И даже самый великий учитель, имей он семь пядей во лбу, ничего не может сделать за своего ученика. Искренний ученик, в случае падений всегда будет благодарен Божественному, так как падения, или свой неуспех, он будет рассматривать, как указания на определённые несовершенства, над которыми он должен работать. При недостатке искренности человек причину своих неудач будет искать или в своём учителе, или же во внешних обстоятельствах.