Человек в первую очередь обращает своё внимание на те объекты, которые выделяются среди всех остальных. А все остальные, к которым следует отнести не только внешние объекты и события, но и различные эмоциональные состояния, желания и побуждения, в этом случае становятся фоном. В свою очередь этот фон сканируется подсознанием, которое при необходимости и выделяет, какие-то другие объекты из него, этим самым, как бы предлагая человеку переключить своё внимание на что-либо иное. Тогда человека – обывателя, можно представить как существо, которое живет, опираясь, не осознавая этого, на своё подсознание, которое внешнюю реальность мира, на уровне ясного осознания, воспринимает только вспышками. Но даже эти вспышки осознания полностью зависят от подсознания человека. Похоже, что подсознание полностью подчинило себе человека и определяет все его интересы в этом мире.
Не следует понимать подсознание, как тёмную неактивную область разума, в которой складируются все события и переживания человека. Подсознание – это более низкие части спектра сознания, сравнимые в эволюции жизни на Земли с сознанием других форм жизни, стоящих на более низких ступенях сознания, вплоть до насекомых и даже ещё более простых форм жизни. Человек в своей эволюции подошёл вплотную к более высокой части спектра сознания, но ещё полностью не занял её, и только на короткое время, проблесками, поднимается над своей животной природой. Складывается впечатление, что человек и воспринимает реальность этого мира, и действует в нём, сквозь сон животного сознания. При этом пробуждённое осознание реальности, проявляется вспышками. Его можно сравнить с водным животным, которое изредка поднимает голову над водой, чтобы посмотреть, что там происходит, и снова погружается под воду. Таким образом, всё, что находится ниже части спектра ясного осознания – это подсознание, верхние части которого созвучны наиболее разумным животным, а более глубокие – созвучны более примитивным формам жизни. Немало людей, которыми управляют эти тёмные части спектра их сознания, присущие примитивным формам жизни, и даже тем частям спектра сознания, которые характерны только для наиболее низких, тёмных миров низшей сферы. И тогда мы встречаем таких представителей человеческой расы, которые получают удовольствие при виде страданий других людей и даже животных. Недалеко от них отстоят и те, которые безразличны к чужому горю и боли. Здесь я невольно вспомнил радостный хохот Хиллари Клинтон, когда она увидела окровавленного Каддафи, над которым издевались так называемые «повстанцы»: «Был Каддафи, пришли мы, и нет Каддафи!» – радостно восклицает эта «дама».
Но спектр сознания, если рассматривать его снизу вверх, не заканчивается ясным осознанием реальности, он продолжается вверх и уходит в беспредельное. И первым шагом искателя является переход в более высокую часть спектра сознания, находящуюся над частью спектра ясного осознания реальности. Отсюда видна большая разница осознания реальности мира, которая может иметь своим основанием подсознание или же надсознание. При этом реальность мира остаётся одной и той же, но значение всего происходящего в мире радикально меняется. Это можно сравнить с человеком, страдающем дальтонизмом, которому надели очки с красными стёклами, и мир для него при этом радикально изменился, – потому что он теперь может хорошо отличать красный цвет от зелёного!
Но для того, чтобы перейти в ту часть спектра, которая находится в области надсознания, от человека требуется определенное усилие – он должен овладеть способностью, осознанно управлять своим вниманием. Это совсем не значит, осознавать, на что направляется его внимание во внешнем мире, под водительством подсознания. Хотя это тоже необходимо уметь делать. Для того, чтобы подняться над подсознанием, которое управляет современным человеком, необходимо извлечь из подсознания корни, привязывающие человека к ценностям этого проявленного мира и к его животной природы. Обычно этому активно мешает ум, внимание которого непрерывно прыгает по всевозможным объектам этого мира и по ситуациям, в которых человек был, находится в настоящее время, и предполагает находиться в будущем. И, кроме того, человека практически распинают в этом мире значимостей, всевозможные желания, стремления и побуждения. Всё это, вместе взятое, прочно удерживает человека привязанным к его подсознанию. И для духовного искателя остаётся единственный выход из того положения, в котором он оказался – постоянно, настойчиво и неустанно отстраняться от всех этих влияний и не позволять, чтобы они управляли им. Каждый свой шаг он должен делать, исходя из смысла, заключающего в себе предназначение человека. Это становится возможным, когда человек смотрит на всё, происходящее, как на уроки, которые даёт ему Божественный. При этом автоматически те корни, которые он извлекает из-под сознания, врастают в надсознание и, как результат этого происходит постепенное пробуждение сознания из его предшествующего полуживотного состояния.