Можно предположить, что идея свободы появилась в несвободе, в которой когда-то оказался человек. Но действительным её источником является истинное «Я» человека. Однажды мы говорили о том, что внешняя часть человеческого существа преломляет все влияния, идущие из его истинного «Я», извращая их. И то состояние несвободы, которое может испытывать человек, и его стремление к свободе, в действительности, является стремлением Психического существа к совершенству. И если мы осознаем наше стремление к будущей желаемой свободе, то обнаружим, что она для нас кажется большим совершенством, чем то положение, в котором мы находимся в настоящем времени.
Всё в мироздании взаимно связано и зависимо друг от друга. И если предполагать свободу, как полную независимость от чего бы то ни было, то для человека и любого другого живого организма – это путь деградации и смерти. Но человек не осознаёт этого, потому что низшая природа ослепила его неведением, при помощи которого управляет им. Заметьте для себя, низшая природа управляет человеком, используя неведение, которое является её основным инструментом в этом проявленном мире. И в то же время неведение для человека, идущего духовным путём, является средством его внутреннего восхождения к более высоким планам разума.
У каждого человека есть привычный набор благ, имея который, человек чувствует себя относительно свободным. К этим благам относятся – труд, отдых, развлечения, удовольствия, гарантия, что эти блага он будет иметь в будущем, и защищённость от всего разрушительного. Среди этого набора благ есть те, которые человек хотел бы безмерно увеличивать и те, которые он хотел бы свести к возможному минимуму. К первым благам относятся все, кроме труда, а к последнему – труд. Или, другими словами, человеку хотелось бы как можно меньше тратить усилий для получения приятных благ. И, ещё, человек знает, что он смертен, боится смерти, но, тем не менее, живёт так, как будто бы он бессмертен. Всей своей жизнью он как бы делает вид, что смерти нет, по крайней мере, для него. Он повернулся к ней спиной и занят чем угодно в этом мире, в то время как поток его судьбы неизменно, не задерживаясь ни на мгновение, влечёт его к смерти. Заметьте, он «делает вид», и в то же время стремится успеть нажиться, а если есть возможность, то насладиться жизнью. Среди благ мы не упомянули значимость, потому что она не является изолированным благом, но пронизывает всю человеческую жизнь. И, возможно, это благо для человека особенно важно, так как «на миру и смерть красна» и во многом определяет все человеческие стремления, особенно к власти и богатству. Из этих двух благ для человека наибольшее значение имеет власть, очень часто даже не реальная, но хотя бы номинальная.
Интересно, но к власти стремятся только те, которые в жизни опираются на свой ум. Именно эти люди считают, что они превосходят всех других, которые не живут умом, или недостаточно используют свой ум в реальности этого мира. Хотя ум способен создавать только формы, в которые он пытается втиснуть всё, к чему он прикасается. Но вспомните слова Сент Экзюпери: «Мудро только сердце». И вспомните, что говорила Мать, соратница Шри Ауробиндо, в беседе с учениками: «Ум не является инструментом знаний». Он может делать расчёты на основании прошлого опыта и предположений, и он думает, что способен делать свободный выбор в своей стратегии, хотя, в действительности, не может выйти за пределы русла своей судьбы. И это касается не только отдельного человека, но и целых народов, которые стремятся к власти над миром.
Человек – очень внушаем, и если длительное время внушать ему, всеми возможными способами, что он свободное существо, то, со временем, он осознает себя свободным, и даже будучи рабом, будет гордиться страной, предоставившей ему всевозможные свободы, и свысока взирать на все остальные страны и народы. Для этого достаточно какие-то несущественные права, объявить существенными, придумать какие-то новые права, которых он не имел прежде и даже создать условия, показывающие, что эти права защищают его. И он будет горд своей страной и своим президентом. Но самое существенное – это право на жизнь, которая, возможно, зажата в тесные рамки кредитов, расплатиться с которыми невозможно в течение всей своей жизни. и чем больше человек стремится к предпочитаемым им благам, тем глубже погружается в неоплатный кредит, делающий его бесконечно зависимым от тех, которые могут однажды отнять у него квартиру и всё то, что было для него благом, и даже посадить его в тюрьму. Можно сказать, что человек сам себя делает рабом, так как не может «по одёжке протягивать ножки», и реклама на каждом шагу предлагает ему благо, которое он может получить за счёт своей свободы. И человек сдаётся, так как ему нехватает воли отказаться от всего, что настойчиво навязывается ему современной цивилизацией. Под страхом лишения всего, он должен не покладая рук отрабатывать взятые кредиты, а в свободное от работы время телевизор и компьютер будут придавать его уму нужную для власть имущих конфигурацию – раба, который гордится своей свободой.
Но представим себе человека, который решил освободиться от зависимостей этого материального мира, удалился от него и стал жить своим натуральным хозяйством, которое даёт ему всё необходимое. Яркий пример этому – Робинзон Крузо. Те части человеческого существа, которые не используются. Довольно быстро начинают деградировать. Даже иммунная система человека, живущего вдали от контактов с другими людьми, перестаёт функционировать. И это касается и интеллекта человека и его возможности быть социальным существом.
Все эти проблемы возникают перед человеком тогда, когда он не по назначению использует всё то, что предоставляет ему его судьба. Все процессы во Вселенной имеют одну единственную цель – эволюцию сознания, и человек может всю свою жизнь провести в плоскости этого мира, и ни разу не поднять свои глаза к небу, в те сферы, ради восхождения к которым он появился на Земле. И каждый человек без исключения, однажды подходит к той точке своего пути, начиная от которой он может изменить свою Земную судьбу, и значимости материального мира поменять на значимости более высокого порядка, не имеющие отношения к материальным ценностям этого мира. Но большинство людей предпочитают судьбы этого мира, в котором они стремятся от одной несвободы к другой, не находя в нём то, к чему стремится их душа.
Всё дело в том, что люди, привязанные к материальному миру с его ценностями, ищут свободу там, где гарантирована безопасность и получение благ требующих минимальных усилий, а тот путь, на который приглашает их высшее предназначение, удаляет людей от желанной для них материальной значимости. Путь предлагаемый человеку высшей его судьбой, предлагает человеку освободиться от всех зависимостей этого мира, используя их для своего внутреннего совершенства. Для того, чтобы стать на путь своего истинного предназначения, человек должен делать постоянные усилия над собой, чтобы подниматься над человеческой обыденностью. Стремясь к независимости от соблазнов материального мира человек должен быть постоянно бдительным, так как зависимости этого мира всегда рядятся в маски свободы или выгоды. И человеку, избравшему путь своего высшего предназначения, придётся постоянно делать внутренние усилия, которые многими людьми воспринимаются как проявления несвободы. И тогда они, не имея субъективной определенности в будущем (они и в духовной работе ожидают гарантий) они уходят в религии, которые дают эти гарантии, обещая посмертное пребывание их в вечности блаженного рая, если они будут усердными исполнителями канонов и правил соответствующей религии.
Особенностью религий в большинстве из них является то, что источником и организатором их является ум, и существование различных форм религий, свидетельствуют о том, что они были сформированы различными умами, приверженными к своим традициям.
Первые шаги на духовном пути человека диктуются ему не только зовом, идущем из его сердца, но и необходимостью. При этом, у человека всегда есть возможность отступления, что свидетельствует или о недостатке его воли, или же преждевременности выбора им пути его наивысшего предназначения. Невозможно идти путём, предназначенным человеку высшей природой, одновременно держась за ценности материального мира. Даже православные старцы-мудрецы, идя путём сердца, уходят от всех канонов и догм того пути, который вначале был смыслом их жизни. На путях восхождения все каноны и догмы замещаются искренностью, бдительностью и непрерывным контролем над собой, благодаря чему внимание человека ни на йоту не отвлекается от избранного человеком пути.