ЦЕЛЬ ВНУТРЕННЕЙ РАБОТЫ

 Как и любая другая работа, внутренняя духовная работа, имеет своё направление и цель. Но если внешняя работа человека направлена в предполагаемое будущее, в котором уже есть воображаемый макет или образ того, что мы должны получить, который и определяет направление прилагаемых усилий, то в духовной практике всё выглядит иначе. Внимание человека, идущего духовным путём, не направлено в будущее, к какому-то предполагаемому образу, оно направлено в настоящее. Нам кажется понятным направление внимания из настоящего времени в будущее, что характерно для внешней деятельности. При этом появляется некая дистанция и между двумя точками, находящимся в настоящем и будущем, и появляется вектор, который и указывает направление усилий. Но где находится позиция свидетеля или наблюдателя, из которой внимание направлено в настоящее? Ведь известно, что внимание всегда имеет вектор. Эта позиция над настоящим. Внимание людей, живущих обыденной жизнью, функционирует в двух измерениях – в плоскости этого проявленного мира. В этом случае человек, как наблюдатель, сам находится в этой плоскости и может своё внимание направлять или в своё прошлое, или в возможное будущее, и ещё в окрестности этого будущего. И всё – всего два измерения, как у плоскатиков Льюиса Кэрролла. Но это достаточно для жизни обывателя или потребителя, что одно и то же, и совсем недостаточно для человека, идущего духовным путём. Для духовного искателя необходимы три измерения, потому что его путь лежит не в плоскости нашей обыденности, а третьем измерении. Здесь можно спросить о традиционных религиях – они существуют в двух или в трёх измерениях? – В двух, а «третье измерение» только подразумевают. Их традиции – идеи, догмы, ритуалы – располагаются в двух измерениях нашего проявленного мира, в котором царствует эго, и о котором сатана сказал Христу, искушая его: «Мне дана власть над этим миром». Но два измерения используются только в формальных гранях религий, люди же, исповедующие религию, нередко, не только подразумевают «третье измерение», но и осознанно формируют его. Причём, принцип формирования «третьего измерения» во всех случаях одинаков – оно начинает формироваться во время наблюдения человеком различных состояний внутри себя самого. При этом, человек должен осознавать какое-либо состояние внутри себя самого, не вспоминая его, когда оно уже прошло, а в тот период, когда оно есть. Другими словами, нужно осознавать «здесь и сейчас». И тогда наблюдающая часть сознания поднимается над реальностью. В дальнейшем, мы эту часть будем называть – «Свидетель». Положение свидетеля можно сравнить с вершиной пирамиды, находясь на которой можно осознавать всё, что происходит внизу. Наблюдение за состояниями, которые возникают у человека в настоящем времени – это первый шаг в третье измерение, перпендикулярное плоскости этого мира, и это путь, ведущий к независимости от него. Следующими шагами будут осознавание всевозможных других состояний, стремлений, желаний, эгоистических реакций и ещё многого другого. При этом человек всё выше поднимается над реальностью мира, которая отражается в нём самом, становясь всё более свободным от его влияний. Можно трансформировать окружающий человека мир, делая его всё более гармоничным, но всё это будет в плоскости двух измерений, но единственным направлением эволюции человека является измерение третье, о котором мы здесь сейчас говорим.

 И, кроме того, внимание – это всегда взаимодействие с тем, на что направлено внимание. И чем более длительно внимание удерживается на каком-либо объекте, тем это взаимодействие глубже. Таким объектом может быть не только предмет или идея, или какие-то другие внешние влияния, но и внутреннее состояние, или какой-то процесс. Вообще-то, любое внутреннее состояние имеет свою направленность и свою цель, поэтому так важно осознание переживаемых человеком состояний, чтобы не позволить себе быть захваченным теми состояниями, которые могут быть для человека разрушительными.

Человек чаще всего не осознаёт, что он взаимодействует с тем, на что направлено его внимание, потому что это происходит на уровне подсознания. Изменение подсознания под влияниями внешнего мира – это изменения фундамента личности человека и её приоритетов во внешнем мире. Человека можно сравнить с музыкальным инструментом, который способен настраиваться на любой звук, идущий извне и быть созвучным ему. И своими влияниями внешний мир как бы увлекает человека за собой, постепенно превращая его в своё полное подобие. Единственный способ сохраняющий независимость человека от влияний внешнего мира – это переход человека в более высокую позицию наблюдателя или свидетеля, переход в третье измерение.

Особенностью третьего измерения, в котором перемещается человек, свидетельствуя свои различные состояния, является повышение восприимчивости. Это можно сравнить с повышением остроты зрения, когда человек начинает воспринимать то, что прежде было для него недоступным. Повышение восприимчивости связано с тем что воспринимающий свидетель в сознании человека по мере наблюдения за различными состояниями, становится всё более неподвижным. И это совсем не означает, что он этим самым приближается к состоянию камня, совсем нет, просто наблюдающее сознание приобретает всё более и более высокие вибрации, которые человек воспринимает как нарастающую внутреннюю неподвижность. особенностью этой неподвижности является её устойчивость к различным внешним влияниям. И чем в большей мере человек осознаёт в себе неподвижность, тем в меньшей мере внешние влияния могут на него воздействовать. И при этом, человек может осознать ещё одну особенность: при нарастании неподвижности сознания внимание его становится более устойчивым и легче управляется его осознанной волей. Но и это не всё. Становясь всё более неподвижным свидетельствующее сознание человека, приближается по частоте своих вибраций к своей истинной части, влияние которой, в связи с этим, становится неизмеримо более значительным. И если в начальный период внутренней работы, человек мог и неосознавать влияний, идущих из более высоких сфер сознания, то теперь они становятся настолько интенсивными, что невольно обращают на себя его осознанное внимание. Но вы уже знаете, что внимание – это всегда взаимодействие человека с тем, на что обращено его внимание. А так как к этому времени у человека в значительной степени возросла способность удерживать своё внимание фиксированным на тех объектах, на которые оно направлено, то в этот период происходит интенсивная трансформация наблюдающего сознания в состояние более высокое, по сравнению с тем, каким оно было прежде. Человека в это время можно сравнить с канатоходцем, который, идя над пропастью, стремится быть максимально уравновешенным, максимально восприимчивым к всевозможным внешним влияниям, которые могут нарушить его равновесие, и к встрече с которыми он готовится заранее. И если в начале этого пути человек должен был находиться в состоянии максимальной бдительности, то в дальнейшем такого рода «хождение по канату» становится для него привычным состоянием и его внутренняя воля берёт на себя всю ответственность за его судьбу.

Таким образом, основное усилие человека на внутреннем пути направлено на удержание внутреннего равновесия и отвержение всего, что может его нарушить. Но это только внешняя сторона его работы, которая будет эффективной только в том случае, если изнутри постоянно будет поддерживаться его неуклонным намерением. Человеческая природа так устроена, что в ней всегда есть стремление вернуться к исходному состоянию, которое для неё прежде было привычным. Она постоянно, исподволь, будет увлекать его на когда-то проторённые им пути. И так как источник этих влияний находится на уровне подсознания, то человек обычно этого не замечает и спохватывается только тогда, когда вдруг осознаёт себя на путях, уводящих его в прежде привычную для него жизнь. Будучи бдительным, духовный искатель всегда найдёт в себе волю, чтобы вернуться на внутренний путь. Но при этом для него будет особенно ценным осознание того периода времени и тех обстоятельств, при которых он, не осознавая этого, свернул с внутреннего пути.