Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВОЗМОЖНОСТИ И ЛИЧНОСТЬ

Петр Зорин

2012-12-14

Каждая возможность в человеке имеет свой спектр, в основании которого находится наиболее древняя его часть, присущая рептилиям и даже ещё более примитивным организмам. Затем идут более высокие части спектра возможностей и, наконец, самый верхний уровень возможностей – человеческий. Есть и более высокие уровни возможностей, но люди, захваченные низшей природой, могут и не догадываться об их существовании.

Рассмотрим формирование уровней возможностей на примере созревания ребёнка после его рождения. Человек в начальный период свой жизни проходит семь основных стадий развития:

1-я стадия – продолговатый мозг.

2-я стадия – варолиев мост.

3-я стадия – средний мозг.

4-я стадия – начальный корковый период.

5-я стадия – дальнейшее развитие коры головного мозга.

6-я стадия – кора головного мозга.

7-я стадия – развитая кора головного мозга.

Любые возможности человека имеют своё представительство на каждом из этих уровней. Например, музыкальные возможности представлены на самых низших уровнях как ритмы низкой частоты, которые в современном мире широко распространены в эстрадной музыке. Конечно, можно сказать, что не бывает музыки без ритмов, но когда ритмы на переднем плане, а сама музыкальная мелодия, как Золушка отодвинута на задний план, то можно сказать, что такая музыка рептильная и она не возвышает человека, а, напротив, опускает его до уровня низших физических потребностей. И этому есть объяснение в физиологии головного мозга, которому внешними воздействиями, например световыми или звуковыми ритмами, может быть навязан человеком соответствующий ритм. В неврологии даже есть соответствующий этому термин: «усвоение ритма». Другими словами, при такой барабанной музыке, соответствующей ритмам продолговатого мозга, древняя рептильная часть мозга человека, подчиняет своему ритму весь человеческий головной мозг.

Все уровни человеческого существа имеют свои ритмы. Например, лобные доли коры головного мозга человека имеют наиболее высокие ритмы. Эта часть мозга живых существ, наиболее развита у человека и, у низших животных присутствует только в зачаточном состоянии. «Усвоение ритма», о котором мы только что говорили, это подчинение навязанному ритму, высших отделов головного мозга, при котором, со временем, происходит постепенная трансформация всего высшего, в соответствии с низкими ритмами. При этом, снижается не только тонкость восприятия, но и понимание реальности и отношение к ней происходит на более грубом уровне. При этом у человека исчезает потребность в чем-либо возвышенном, и он перестаёт воспринимать тонкую духовную ауру взаимоотношений. Интересы человека под влиянием низких ритмов, становятся более эгоистичными и приземлёнными. При общении с такими трансформированными людьми, складывается впечатление, что они постепенно теряют душу. Разумеется, это происходит не только под влиянием низких музыкальных рубящих ритмов, отражающих в себе примитивную часть человеческого существа. Для реальной деградации человека этого ещё не достаточно, и, поэтому, рассмотрим ещё некоторые влияния, которые сдвигают человеческие возможности в нижние части их спектра.

Следующим фактором, влияющим на деградацию человека, является интенсивность. Это может быть интенсивность звука, интенсивность эмоциональных состояний, интенсивность и плотность нерешаемых проблем, следующих одна за другой. Интенсивность внешних направленных влияний. И совсем не обязательно, чтобы эти влияния были физическими. И очень важным фактором является бедность, когда человек оказывается в условиях выживания. Не любая бедность влечёт за собой деградацию, но та, при которой человек не имеет ни какой возможности хоть как-то улучшить своё материальное положение, когда всё, что есть в нём высокого и человечного, становится не только невостребованным, но даже является помехой в его стремлении выжить. При этом, аскетизм к деградации не ведёт, так как является намеренным и осознанным средством ограничения от зависимости перед низшей природой. И, конечно, к деградации ведёт бедность информационного поля и отсутствие внешних стимулов для нормального проявления культурных потребностей. Причём, для русского человека эти культурные потребности не могут быть удовлетворены ни поп-культурой, ни чуждой для него культурой какого-либо другого народа. Другими словами, к деградации человека ведёт его изоляция, и совсем не обязательно физическая, а та, которая ограничивает питание его основных человеческих потребностей, без надежды на какой-то просвет в будущем. Для развития возможностей у детей малое значения имеет недостаток каких-либо продуктов, и даже недостаток родительской любви, которые могут быть постоянно заняты на работе, пытаясь хоть что-то заработать на содержание семьи. Но большее значение имеет информационный голод – не телевизионный или компьютерный, а скорее книжный.

Если человека направлено ограничивать в интеллектуальной пище, все его высокие стремления осмеивать, как устаревшие, а все низкие – превозносить как проявление современной раскрепощённости и свободы, то в этом случае возможность деградации сознания человека, особенно если он находится в подростковом возрасте, в значительной мере возрастает.

К деградации ведёт и преждевременное раскрытие возможностей, например, сексуальных в раннем школьном возрасте, потому что они включают рептильный их уровень. И та энергия, которая должна была бы идти на созревание этих возможностей на высочайших уровнях, на которых она проявляется как творчество, растрачивается на самом низком, примитивном уровне. Но не следует считать преждевременным обучение человека в раннем возрасте чтению и счету, так как возможность распознавание смысла символов у детей открывается в самом раннем возрасте. А понимание истинного духа произведения, в котором отражается не только та эпоха, которая описывается в нём, но и дух самого автора, придёт позже, по мере созревания лобных отделов головного мозга.

Деградация одной какой-то возможности всегда влечёт за собой изменение структуры всей личности человека. Например, ограничение двигательной функции ведёт к замедлению умственного развития ребёнка. И, напротив, в литературе есть примеры, показывающие, что раннее обучение чтению ребёнка, который, по мнению психиатров, в своем развитии не поднимется выше растительного состояния, стимулировало его умственное развитие в такой степени, что к восьми годам он ничем не отличался от своих сверстников. Это связано с тем, что  уже в несколько месяцев после рождения у малыша начинают функционировать в головном мозгу не только центр речи, но и центр чтения и счёта. А так как развитие этих центров ведёт к развитию абстрактного мышления, и даже воли, так как эти центры располагаются рядом с лобными долями головного мозга, который отвечает за волю и планирование, то этим самым стимулируют их развитие. Деградация способностей человека возможна и в зрелом, а так же в преклонном возрасте, когда способности применяются редко или даже совсем не используются. При этом, как мы уже говорили, в значительной мере снижаются и другие созвучные им возможности. Обычно, в первую очередь страдают наиболее высокие и тонкие возможности, связанные с восприятием и глубиной понимания реальности мира. Человек постепенно грубеет и очень часто его интересы сосредотачиваются на нём самом. Правда, такие изменения личности не происходят, если человек в течение своей жизни жил не для себя – он и в преклонном возрасте жить для себя не будет.

И ещё. А вы знаете почему средняя продолжительность жизни у японцев самая высокая в мире? потому что они никогда не отдыхают. Даже тогда, когда выходят на пенсию – они учатся, получают ещё одно высшее образование. Они путешествуют по миру и по своей стране. Для них «ничто человеческое им не чуждо» – эту фразу я позаимствовал у Карла Маркса. И ещё можно вспомнить слова из романа Николая Островского: «Как закалялась сталь» – «…чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».