Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О СПЕКТРАХ РЕАЛЬНОСТИ МИРА

Петр Зорин

2012-12-14

Всё во Вселенной имеет свой спектр. И даже каждая часть спектра реальности так же имеет свой спектр. Свой спектр имеют и уровни реальности мироздания. Всё мироздание, которое мы можем назвать и Вселенной, и Абсолютом, так же имеет свой спектр, пределы которого так же неопределимы, как и пределы Вселенной. Здесь под спектром Вселенной понимается спектр разумной субстанции, из которой состоит Вселенная, и которую мы можем осознать, как градацию проявления разума. Другими словами, одно и то же пространство состоит из многих уровней разумной субстанции, которые входят один в другой и являются для эволюционирующей Вселенной своеобразными ступенями её восхождения внутри неё самой. И какой бы уровень реальности мы ни брали, от макрокосмоса до субатомных пространств – везде проявляет себя один и тот же принцип, всё имеет свой спектр. Причём, спектр микромира связан со спектрами макро и мегамира. Благодаря такому единству, во Вселенной возможна её бесконечная эволюция. рассмотрим это в примерах, на которые опирается человеческий разум в его стремлениях к познанию реальности мироздания.

Состояние ананды – это эманации нашего истинного «Я». Преломляясь во внешней части человеческого существа, которая принадлежит низшей природе, это состояние превращается в целый спектр различных переживаний, которые мы осознаём, как радость, счастье и другие приятные переживания. Состояние ананды можно сравнить с солнечным светом, который, преломившись в стеклянной призме, распадается на множество своих составляющих, образуя спектр цветов.

Если рассматривать реальность нашего мира с фрактальных позиций, то всё в нём представляет собой только спектр истинной единой реальности. Человек же способен воспринимать только незначительную часть этого спектра. И, следовательно, не имея возможности воспринимать единство всех частей воспринимаемого им спектра реальности, человек неспособен осознавать истинное значение всего происходящего в этом проявленном мире. В результате, осознавая разрозненные части целого, имеющего определённое предназначение, человек на основании воспринятого, формирует не знания, а мнения, которые никогда не отражают всю полноту истины, а только часть её. На Земле нет двух людей, которые бы воспринимали реальность мира совершенно одинаково, поэтому мнения – это только проявления индивидуальности человека в его восприятии мира. И, кроме того, мнения привязывают человека к той части спектра реальности, которая доступна носителю мнения. Если мы очень внушаемы, то у нас никогда не будет своего мнения, и мы всегда реальность мира будем воспринимать в оценке других людей, или телевизора. Мы как бы живём не своей жизнью, идём путём, который предназначен не для нас. Возможно, этим путём прошёл кто-то задолго до нашего рождения, живший в спектре своей реальности. Нам от рождения предначертана своя судьба, которую мы можем реализовать только в спектре реальности отведённой для нашей судьбы, но определенные внешние влияния сдвинули нашу жизнь в чуждое для неё русло и мы получаем не тот опыт, который для нас предназначен, что является одной из причин, повторения в общих чертах судьбы в нашем следующем земном воплощении. И, кроме того, человеческая судьба, предназначенная ему от рождения, имеет множество ветвей, каждая из которых принадлежит этому земному миру, и какие бы внутренние интересы не вели человека в этом мире или какие бы внешние влияния не меняли его судьбу, все его пути будут принадлежать плоскости этого мира. Но, если человек попадает под влияние высоких идей, которые он воспринимает не просто как информацию, необходимую для утверждения его значимости в этом социальном мире, но как указание на существование другой более высокой реальности, путь к которой лежит через его сердце, то для человека может всё измениться. Те условия, в которых преобладают высокие идеи, и совсем неважно, будут ли это какие-то книги, или же беседы, на которых человеку пришлось присутствовать, то постепенно эти высокие влияния начнут открывать в человеке соответствующие высокие возможности. В конце концов, это приведёт к тому, что человек окажется перед выбором путей, одни из которых располагаются в этом мире материальных ценностей и удовольствий, а другой, для него единственный, ведёт за пределы этого плоского двумерного мира. И на этом восходящем пути так же есть свой спектр возможностей, и человек избирает в этом спектре ту его часть, которая соответствует только ему одному. Но это не означает, что другие части спектра восходящего пути при этом оказываются незадействованы, совсем нет, просто человек в своём восхождении использует преимущественно те возможности, которые более адекватны особенностям его личности.

Хочу ещё раз повторить, человек-потребитель воспринимает только узкую часть спектра реальности, которая созвучна низшей природе, и через которую она привязывает человека к этому проявленному миру. Это же касается и спектра ананды, узкую часть которого человек воспринимает как счастье, радость, удовольствие, удовлетворение. И то же самое следует сказать о спектре Божественной любви, проявляющейся в высоком состоянии радостного единства, стремлении жить для любимого человека, жертвовать всем, что есть для тебя ценного, и стремление к тому, чтобы любимый человек был совершенным во всех отношениях. Для этого совсем не обязательно потакать его капризам, но быть самому совершенным, что обязательно приведёт к сонастройке всего спектра возможностей двух людей. Конечно, при этом один из них должен лидировать в создании гармоничной атмосферы общения, и не быть при этом ментором или диктатором, но мудрым другом. И тогда другой человек не будет чувствовать, какого бы то ни было давления со стороны своего друга, а изменения его мировоззрения будут происходить спонтанно. При подобного рода сонастройке мировоззрений не существует правил, догм или специальных методов, которые зачастую делают из людей «Глупых Гансов». Правильные взаимоотношения – это всегда импровизация, в которой как в дуэте всегда есть ведущий – первый голос и ведомый – второй. Причём, наиболее мудрый из двух людей, может иногда выбирать место ведомого, если это более адекватно существующим обстоятельствам. Истинные взаимоотношения людей захватывающе интересны, так как в действительности являются взаимоотношением двух вселенных.

Ценности этого проявленного мира так же имеют свой спектр, который является только частью всеобщей реальности мироздания. Само понимание идеи ценности содержит в себе относительность, так как для каждого человека одни и те же ценности имеют не одну и ту же значимость. Это одна из проблем современного мира, которому навязывается идея глобализации. Эта идея требует, чтобы все люди понимали ценности одинаково, что даёт возможность власть имущим, используя одинаковые принципы и методы, одинаково успешно управлять человечеством. Не должно быть разных мнений, разных оценок, желания и стремления людей должны быть созвучны управляющим идеям, так же как в оркестре все инструменты созвучны движениям дирижёрской палочки. Можно сказать, что люди должны находиться в хроническом гипнотическом состоянии, в котором у человека собственная индивидуальность сглажена, что похоже на отсутствие собственной головы, но в этом случае приходится пользоваться головой другого. Можно потерять не всю голову, а только часть её и тогда у вас не будет по какому-либо вопросу своего мнения, вместо которого вам будет навязано мнение другое, нужное тем, которые управляют вами.

Есть такой термин – гипномания, что созвучно наркомании. Оказывается, когда человек лишается какой-то части своей индивидуальности, которая прежде содержала какие-то его интересы, то образовавшаяся пустота начинает требовать от него, чтобы он заполнил её. Причём не чем попало, а тем, что вызвало эту пустоту.  Так, если врач-психотерапевт внушает своему пациенту, что он ни о чём не думает и ничего не хочет, то образовавшаяся пустота будет требовать своего заполнения, но так, чтобы эту пустоту заполнил не кто-то другой, а именно этот врач-психотерапевт, который создал пустоту. Это связано с тем, что у этого пациента при его гипнотизации возникает определенное состояние, которое нравится пациенту, нравится потому, что у него при этом выделяется гормон удовольствия – дофамин. И такой человек будет вновь и вновь обращаться с просьбами к этому врачу о повторных сеансах гипноза. Он как бы «сел на иглу» состояния, которое он может испытывать только после его гипнотизации. То же самое можно говорить и о телемании или о компьютерной зависимости и вообще о любой другой зависимости.

Здесь следует дать некоторые пояснения. При взаимодействии с реальностью мира человек либо созвучен этой реальности, либо нет. В первом случае он стремится повторять эти взаимодействия, а во втором – избегает их. Но есть и третий вариант, когда человек безразличен к внешним влияниям, потому что в нём ещё не раскрылись соответствующие возможности. Если человек получает возможность взаимодействовать с теми внешними влияниями, которые созвучны ему, т. е. приводят к выделению дофамина, то в связи с повторяющимися взаимодействиями соответствующая возможность в нём начинает разрастаться, постепенно вытесняя соседние возможности. И может наступить время, когда эта возможность будет доминировать над всеми другими возможностями, отнимая у них необходимую для их функционирования энергию. И тогда, находясь на полуголодном пайке эти возможности постепенно увядают. В человеке это выглядит как угасание интересов человека, и даже полное безразличие к тому, что прежде, возможно, составляло важную часть его жизни.

 Может быть и такой вариант, в котором прежде безразличные внешние влияния, настойчиво повторяясь, всё в большей степени приковывают к себе внимание человека. Это свидетельствует о том, что эти влияния начинают открывать в человеке прежде закрытые возможности, которые находятся ещё в незрелом состоянии, что не всегда имеет желаемые результаты, если мы имеем в виду гармоничное развитие человека.

Любая возможность в человеке проходит стадии созревания, зрелости и увядания. Внешние влияния могут заставить раскрыться ещё незрелую возможность, но тогда в ней ещё не будут сформированы все её грани, и, раскрывшись, она будет ещё далека от завершенности. Это можно сравнить с автомобильным заводом, который стал выпускать автомобили без кузова. У них есть ходовая часть, мотор, управление, а кузова ещё нет. Такой недоделанный автомобиль может ездить, но он ещё далёк от завершённости и имеет значительные неудобства. «Всему своё время» – гласит народная мудрость.

Помня о том, что всё имеет свой спектр, духовный искатель не будет форсировать своё внутреннее восхождение, а терпеливо и последовательно идти внутренним путём осознания всевозможных состояний, которые будет предоставлять ему его духовная судьба. Он должен верить в неё, и при полном доверии к ней у него не будет появляться никаких сомнений в правильности его пути. При этом он не будет заглядывать на те пути, которыми идут другие люди, предполагая, что избранный им путь – не окончательный и, возможно, есть другие, более эффективные пути. Это можно сравнить с выбором спутника жизни, когда человек даже избрав его, и уже идя с ним вместе, всё ещё продолжает поглядывать по сторонам, предполагая, что там он может увидеть другого человека, более достойного быть спутником жизни, чем тот, которого он в своё время избрал.

Зная о том, что всё имеет свой спектр, человек, избравший для себя судьбу восхождения сознания, будет полностью сосредоточен на внутреннем высоком звучании этого пути и не будет позволять себе даже под самым благовидным предлогом, отклоняться в какую бы то ни было сторону, даже на незначительное расстояние, не позволять себе послабления даже в малейшей степени. И это становится принципом всей его жизни. Примером этому может быть медитация, в первой фазе которой – концентрации, человек не позволяет своему уму и своим чувствам уводить его даже на короткое время в сторону, отвлекать его от основного направления, которое необходимо для вхождения в состояние медитации. Так и на духовном пути, человек должен быть бдительным и что бы ни отклоняло его от избранного направления, он должен настойчиво возвращаться к тому внутреннему состоянию, которое является опорой его пути. И так же, как в медитации, когда однажды человек переходит от необходимых усилий концентрации к состоянию погружения в другую реальность, которая и является целью его медитации, так и на духовном пути, однажды его усилия, направленные на удержание избранного им направления, окажутся позади. Это время, когда он оказывается за пределами влияний внешнего мира и когда его ум и его витальная части, уже согласились жить по законам новой реальности, независимой от принципов внешнего мира. Это время, когда духовный искатель испытывает своеобразное состояние полноты, в которой его ум и витал, добровольно согласились быть его помощниками на избранном им пути.