Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ СОЗНАНИЕ

Петр Зорин

2008-06-20

Сознание может быть широким, глубоким, узким и мелким. Оно может быть сосредоточенным на каком-то объекте, пусть это будет идея или же какой-то предмет, и оно может быть расфокусированным, если обращено вовнутрь себя, и оно может быть рассеянным. Широкое сознание мы находим у людей, круг интересов которых может быть беспредельным. В противоположность ему – узкое сознание довольствуется каким-то минимумом знаний или минимумом интересов, необходимых для примитивного существования. И это не обязательно может быть у человека, находящегося на дне человеческого общества. Узкое сознание может быть у людей, находящихся на вершине власти, целью которых может быть богатство и власть и оно может быть у труженика, семьянина, коллекционера, священнослужителя и у человека любой профессии, интересы которого не выходят за пределы увлечений или профессии.

У человека, идущего духовным путем, сознание не может быть узким, так как духовная работа включает в себя бесконечность. Возможно, в самом начале внутренней работы сознание духовного искателя и было узким, но по мере того, как он прилагает усилия на пути к Божественной истине, в нем разгорается неутолимая жажда знаний.

Глубокое сознание может быть только у тех людей, которые стремятся к восприятию все более высоких планов разума (сознания) и соответственно трансформации всего существа. В то же время мелкое сознание – всегда поверхностно и, следовательно, суждения его всегда опираются только на поверхностные, часто разрозненные факты. Человек, имеющий мелкое сознание, не может предвидеть результаты ни своих поступков, ни поступков других людей.

Внимание есть функция сознания и, рассматривая эту функцию, мы можем осознать, что есть состояние внимания или его статика и направленный поток внимания, который можно определить как его динамику. Говоря о направленном внимании, мы должны отметить внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание всегда сфокусировано в точку и внимание человека, который рассматривает какой-либо объект, перескакивает от одной точки к другой, благодаря чему создается общее представление об этом объекте. Внутреннее внимание, в отличие от внешнего, расфокусировано, благодаря чему человек может осознавать сразу все пространство и то, что происходит в нем. При попытках воспринимать внутреннее пространство, используя внешнее внимание, обычно к ожидаемому результату не приводит.

Если духовный искатель обратит свое внимание на состояние сознания, то найдет в нем лёгкое упорядоченное напряжение. Упорядоченное потому, что оно в это время является опорой внимания. В то время, когда человек не направляет на что-либо свое внимание, его сознание не структурировано.