УСИЛИЯ ПРОТИВ ДЕГРАДАЦИИ

Каждому человеку при рождении даётся определенной величины поле возможностей, которые могут раскрыться в определённое время его жизни, при благоприятных для этого условиях. На периферии этого поля находятся возможности, менее необходимые для выживания человека, а в центре – те, которые обусловлены генетически или же стимулировались внешними условиями в период беременности матери. Этот период в развитии плода очень важен, так как в это время происходит адаптация плода к жизни за пределами материнского организма. В это время плод активно усваивает опыт матери, который она получает при взаимодействии с внешним миром. При этом не имеется в виду, что плод это делает осознанно – всё это запоминается на генетическом уровне и, потом, когда-то после рождения всё это может ему пригодиться. И уже с первых дней жизни человека после его рождения, внешняя природа начинает наступать на поле его возможностей, уменьшая его.

Особенность возможностей человека состоит в том, что те из них, которые наиболее часто используются, перемещаются к центру поля, а если они используются наиболее редко или же вообще не используются, то сдвигаются не периферию поля возможностей. И окраина полей возможностей каждого человека выглядит как пустошь, на которой ничего не растёт. А там за пределами поля возможностей человека, находятся поля возможностей других живых существ, которые имею способности или в чём-то похожие на человеческие, или не похожие на них. И все эти бесчисленные поля отделены друг от друга стенами неведения, которые, как мы уже говорили, постоянно наступают на те части полей, на которых находятся неиспользуемые возможности. Природа как бы освобождает человека от того, что ему не нужно.

В раннем детстве наступление неведения на поле возможностей человека в большинстве случаев носит позитивный характер, так как способствует отсечению тех возможностей, которые в его жизни оказались ненужными. Но в некоторых случаях – это может иметь и негативные последствия. Например, любящие родители, по неведению, изолировали своего малыша от необходимых для его развития условий. Ему выделили отдельную комнату, в которой всегда был лёгкий полусумрак и тишина. Мать брала его из кроватки только для того, чтобы покормить и избавить его от неудобств, возникших после отправления естественных надобностей. И снова в кроватку, в полусумрачную тишину. Собственные усилия малыша, при помощи которых он пытался сесть, были безуспешны, так как он был спеленат. Лёжа на спине, он видел только чистый потолок и изредка при надобности, лицо матери. Вся семья жила своей жизнью в остальных двух комнатах и кухне этой трёхкомнатной квартиры, и он жил в своей изоляции. Возможности у человека раскрываются тогда, когда есть для этого адекватные внешние условия. Этот малыш не научился сидеть и к двум годам, потому что заботливые родители не создали для него необходимых условий. А потом, только разводили руками, недоумевая, почему их малыш отстаёт в развитии.

Если детям, создавать условия, при которых ему не нужны творческие способности, например, покупать ему уже всё готовое, которым он должен только манипулировать, но не создавать что-то новое, то эти возможности закроются и отодвинутся на периферию поля возможностей. Если ко всем детям в садиках, школах и других учебных заведениях относится с позиций стандартов, рекомендованных министерствами образования, то и людей мы получим стандартных. Воспитывая деловых людей, без которых современный бизнес невозможен, мы раскрываем в них не только необходимые деловые возможности, но и зависть, корысть и бездушие, без чего современный бизнес невозможен.

Но неведение продолжает наступать на поле возможностей человека и тогда, когда он стал взрослым и тогда, когда преклонные года лишают его необходимой энергии, и человек начинает сдавать свои позиции наступающему неведению. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не будет загнан в угол, из которого его будут выносить ногами вперёд.

Что делать? Сопротивляться наступающему неведению. Заставлять себя делать то, что необходимо, даже если хочется отдохнуть. Не позволять себе расслабляться перед экраном телевизора. Не позволять себе быть руководимым ловушками интернета и любыми другими ловушками, которые не содержат в себе истинных знаний, и в которых человек чувствует состояние комфорта. Для человека вся его жизнь должна быть наполнена усилиями, не позволяющими закрыться тем возможностям, которые были открыты в течение всей его прожитой жизни. Любой отдых, исключая время для сна, должен быть не расслаблением, а переключением внимания с одного вида деятельности к другому. И только в этом случае человек останется полноценным человеком, и не будет деградировать, скатываясь до маразма. И это верно и в тех случаях, когда человек сохраняет свои профессиональные возможности в преклонном возрасте. И этот человек должен поддерживать в себе активность тех возможностей, которые, кажется, не имеют к его профессии никакого отношения, потому что они создают обертоны его профессиональным возможностям, делая их более богатыми и разносторонними.