Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НЕВЕДЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНО

Петр Зорин

Неведение – это часть природы, используя которое она скрывает свои намерения. Неведение проявляет себя не во внешнем мире, а внутри нас самих. Неведение существует не только для ограничения наших стремлений к тому, овладеть чем мы ещё не готовы, но оно, одновременно, является средством, которое делает нас более совершенными, когда мы пытаемся преодолеть его, и оно даёт нам внутренний опыт, который мы воспринимаем как знания. Неведение для человека, стремящегося преодолеть его, постоянно меняет свои маски, каждая из которых соответствует той части человека, которая готова к преодолению неведения. Оно как бы показывает направление, в котором человек должен прилагать своё волевое усилие.

И в то же время, неведение удерживает человека, предпочтения которого ограничены пределами ценностей этого проявленного мира, всевозможными способами, от неадекватных шагов в направлении непознанного. Оно привязывает его к этому плану реальности, и человек не видит, не осознаёт, что за пределами этого мира существуют другие реальности, а этот земной мир – только одна из реальностей Вселенной. И, к сожалению, он не осознаёт, что миры Низшей сферы – это своеобразные ступени, предназначенные для восхождения его сознания в направлении его большего совершенства. Неведение не позволяет человеку осознать, что то, что он называет человеком, им не является. Более того, он не знает, что народы Земли, являются только телами Великих духов-сущностей, каждый из которых управляет своим народом, а каждый человек – это только физическая клетка его тела. И неведение не позволяет человеку осознать его предназначение, если человек не готов к этому. таким образом, неведение можно сравнить с хитиновой оболочкой куколки, из которой в своё время должна вылететь бабочка – когда она будет готова к этому. Но для того, чтобы выйти во внешний мир бабочка должна быть не только быть готовой к этому, но и проделать определенную работу, если можно так сказать, «приложить волевые усилия». Без этих последних, крайне важных усилий, бабочка не будет летать и не станет полноценным жителем большого мира, в котором так много нужных для её жизни цветов. Да и для цветов она так же очень нужна. Большинство из современных людей устраивает оставаться в переходном состоянии, в котором нет никаких запредельных проблем. И, возможно, пройдёт не одна человеческая жизнь, когда однажды они услышат зов, идущий из их сердца. Одни из людей при этом сделают вид, что они ничего не слышали, и ещё с большим рвением отдадутся в объятья привычного для них. Другие с любопытством обратят своё внимание на непривычные для них влечения, идущие из их сердца. Первые, которые услышали зов, но отвернулись от него, возможно, в этой жизни вновь не услышат его. Сознание вторых, начнёт постепенно трансформироваться в соответствии с предстоящим бесконечным внутренним путём, ведущим к божественному совершенству. Одним из важных признаков, свидетельствующих, что они свернули с традиционного пути человечества на путь внутренний является изменение интересов. Вторым признаком является изменение взаимоотношений с прежде близкими людьми, с которыми становится труднее находить общий язык и прежние темы разговоров, при встрече с ними, кажутся пустыми. Человек, следующий зову своего сердца, начинает осознавать, что всё окружающее его, имеет совершенно другой смысл, отличный от того, который был прежде. Он понимает, что каждое событие, малое или большое, участником которого он был, имеет для него иное значение, по сравнению с тем, что характерно для обывателей. Всё, происходящее вокруг человека, идущего духовным путём, открывается ему своей внутренней стороной, которая скрыта от большинства людей, живущих привычной для них жизнью. Все факты и события внешнего мира указывают ему, чтобы он обратил внимание на ту или иную сторону своего существа, которая должна быть трансформирована.

Прежде неведение скрывало от него эту сторону реальности, – другую значимость того же самого мира, в котором он жил прежде и продолжает жить и сейчас, но теперь, прежде непрозрачная стена неведения стала прозрачной и всё, что происходит за её пределами, приобрело для него другое значение.

В новом восприятии мира человек начинает осознавать, что многие из процессов в его взаимоотношениях с внешней реальностью, приобретают совершенно иное значение, не то, которое он придавал ему прежде. Человек начинает понимать, что один и тот же мир многозначен и для каждого человека он поворачивается к нему той стороной, которая созвучна ему. Скорее, даже не поворачивается, потому что фактическая сторона мира при этом не меняется, но меняется его значение, или его смысл. И человеку приходит знание, что земной мир создан совсем не для того, чтобы он в нём просто жил и имел свои радости и своё горе, и не для того, чтобы преодолевать неправду, пропитавшую атмосферу земли. Ему даются знания, для чего создан этот мир, и понимание способов, при помощи которых природа управляет человеком. Он осознаёт, как природа влечет всё живое к своим внешним соблазнам и, одновременно, подталкивает их к ним изнутри, что человек воспринимает как желание. И он понимает, что без этого невозможна жизнь и невозможна эволюция жизни и сознания.

Исследуя себя, человек осознаёт, что истинными потребностями являются только те, без реализации которых он не сможет физически выжить. Все остальные интересы, требующие своего удовлетворения – это потребности эго, стремящегося к увеличению своей значимости.

Следуя рекомендациям Шри Ауробиндо – «Исследуйте себя беспощадно», духовный искатель, стремясь найти самого себя, как источника желаний, стремлений, согласий или несогласий, приходит к знанию, что человек – это интегральное существо, содержащее в себе те части, которые могут быть использованы для успешного существования в этом проявленном материальном мире. И они же, эти части, необходимы для восхождения его сознания в более высокие планы низшей сферы миров. Всё зависит от того, на что опирается человек в своих стремлениях – на эго, о котором мы уже упоминали, или же на свою истинную часть, находящуюся позади сердца.

Здесь следует сказать, что исследование своей внутренней структуры приводит человека к знаниям, что его эго – это только часть сети Люцифера, наброшенную на все формы жизни, обитающие на Земле. Эта сеть проходит через каждого человека и узлы её, человек осознаёт в себе как эго, управляющее всеми его процессами и взаимоотношениями во внешнем проявленном мире. Человек – потребитель, когда говорит – «я», «моё», «для меня» и т. п., не зная этого, отражает своё собственное эго. Человеческое эго присвоило себе ту часть человеческого существа, которая связана с внешним миром. И когда человек говорит «я хочу», т в действительности, это говорит его эго, используя человеческое тело, его ум и витал. Исследуя себя, человек осознаёт, что позади желаний, активности его ума и всевозможных стремлений, быть успешным во внешнем мире, стоит его эго – являющееся частичкой сети Люцифера. В этом случае физическое тело, витал и ум являются только исполнительными средствами этой великой сущности, которую в религиях называют Дьяволом, Шайтаном, Сатаной и ещё как угодно.

И, кажется, положение человека безнадёжно, так как центром управления всего его существа, которое он считал самим собой, является Сатана. «Мне дана власть над этим миром», – говорит он Иисусу Христу. И можно было бы сказать, что все формы жизни на Земле и как самая важная часть жизни на нашей планете – человек, – это только физическое тело Люцифера, а его душа, его суть, которая в человеке обозначена как эго – это сам хозяин, владыка Земли. Но, в действительности, всё выглядит иначе, если человек в своих исследованиях самого себя, погружается в пространство позади своего сердца. Там он находит истинного хозяина своей жизни – Психическое существо.

Осознав в себе Психическое существо и его цели в человеческой жизни, человек начинает понимать, что прежде он опирался на своё ложное «я» – эго, которое присвоило и сделало своим инструментом для реализации своих амбиций, его внешнюю часть, взаимодействующую с внешним миром. Осознав своё ложно «я», человек начинает понимать, что действительным центром всего его существа является не эго, а Психическое существо или его «истинное «Я». И тогда он получает знания, приходящие к нему через духовный опыт. Например, он осознаёт существование двух потоков реальности мира, – один из которых принадлежит его внешней части, находящейся под властью эго, а другой – его истинной части, центром которого является Психическое существо. И к тому же, он получает ответы на многие вопросы, имеющие отношение и к его бытию в этом материальном мире, и к его духовным стремлениям. Он начинает понимать, что его выбор и его согласие – это сдача перед его эго или же перед его истинной частью – Психическим существом; он осознаёт, что его стремления к значимостям в этом материальном мире – это извращённое стремление к абсолютной истине, к Божественному идеалу – его истинного «Я». И теперь человек знает, что он может находиться или в поверхностном потоке, созвучном его эго и тогда вся его жизнь будет подчинена сатанинским идеалам на Земле; или же он будет находиться в потоке, в котором пребывает его истинное «Я», и тогда он будет соответствовать Божественному предназначению на Земле. Находиться в том или ином потоке – это совсем не значит сегодня быть в одном, а завтра – в другом. Нельзя одновременно служить Богу и мамоне, нужно изначально определиться, и выбрать тот путь, к которому лежит сердце. А, однажды избрав, подчинить всю свою жизнь избранному направлению, не взирая на все прелести соблазнов внешнего мира. Но эго не оставит человека в покое и не сдастся до последнего, до тех пор, пока оно не будет окончательно вытеснено из человеческого существа его истинным «Я». И у большинства людей, идущих духовным путем, даже у тех, истинное «Я» которых уже вышло на передний план, эго всё ещё пытается вернуть свои позиции. Чем могут закончиться эти его попытки, зависит от искренности духовного искателя. Дело в том, что у человека, идущего духовным путём нередки периоды времени, когда влияния и его эго и его истинного «Я» могут оказаться одинаковыми по интенсивности. И это время, когда человек, будучи сознательным, может выбирать – на чью сторону следует стать. Во всех остальных случаях человек ничего не выбирает, он только даёт своё согласие на выбор, который делает или его эго или его истинное «Я».

Тогда что такое человек? Разве не очевидно, что то, что мы называем человеком – это не более как заблуждение, иллюзия. Иллюзия потому, что на место человека, его центральной части, которая использует его внешнюю инструментальную часть, претендуют одновременно и эго – резидент Люцифера в человеческом существе, и его истинное «Я». Определить истину можно только тогда, когда мы будем знать человеческое предназначение на Земле. Шри Ауробиндо сказал, что «человек – это переходное существо» к супраментальному, бессмертному Гностическому существу. Чарлз Дарвин сказал, что человек произошел от обезьяны, т. е. является только усовершенствованной обезьяной или животным, которое умеет ходить на двух ногах, говорить и размножаться. Человек – это социальное существо. Если мы признаем, что человек – это духовное существо, тогда мы должны будем считать, что Земля – это только школа для человека, а его будущим домом является вся Вселенная. В том случае, если мы согласимся, что мы только разумные животные, то нашей участью будет вечная прикованность к ценностям низшей природы.

Опубликовано