Человек многогранное существо и каждая из его граней проявляет себя в какой-то части спектра вибраций. Внимательный человек может это осознать, как состояние своего духа. При низком состоянии духа – человек может быть раздражительным, координация его движений недостаточна – отсюда, отсутствует осторожность при пользовании материальными объектами. Можно сказать, что в этот период человек находится под влиянием духа своего физического тела или же какой-то низкой витальной части. Любая форма взаимодействия человека с реальностью мира имеет адекватный ей дух. Поэтому, мы можем говорить о духе партнёрства, о духе интимных отношений, о духе дружбы и о духе высокого духовного состояния, которое человеком может осознаваться как состояние внутреннего покоя и собранности. Когда человеком овладевает состояние какого-либо духа, то оно обычно захватывает все проявления человеческого существа, и тогда человек может не только не осознавать проявления духа других частей спектра своего состояния, но и некритично оценивать его, и даже оправдывать неадекватность своего отношения с окружающей его реальностью.
На каком духе сосредоточено внимание человека, таким будет его отношение, к тому, что его окружает и к самому себе. Например, по телевидению в различного рода рекламах внимание обращается на физическое тело человека. и кажется ничего в этом особенного нет, потому что всякие кремы, моющие средства, одежда, подчеркивающая привлекательность тела, стремление молодо выглядеть – всё это, в конечном счёте, концентрирует внимание на теле человека. И у человека формируется мнение, что именно тело является самой главной, определяющей частью его существа. Он – это тело! Даже у животных концентрация их существования фиксируется на их чувствах, что является более высоким уровнем по сравнению с телом. И когда людей убеждают, что человек рождён для счастья, то одним из основных составляющих этого счастья является его тело, которое должно быть счастливо в материальных благах, в сексе и ещё в чём угодно другом. Человек после обработки его сознания СМИ начинает думать, что счастье он может получить, только через собственное тело и для тела. Человек, сознание которого сконцентрировано на своём собственном теле или даже на своих эмоциональных состояниях, пусть даже высоких, в этот период не может осознавать что-либо ещё более высокое, у него просто не остаётся ничего, что было бы созвучно высокому духу. Высоких дух человеком осознаётся, как состояние внутреннего покоя, упорядоченности, разумности, при котором не нужна спешка, и который определяет адекватность реакций человека при взаимодействии с миром. Если внимание человека в это время обращено на своё тело, то он может осознать, что тело с готовностью следует этому высокому духу и не делает резких и негармоничных движений. В дальнейшем, если человек однажды осознал состояние высокого духа и заинтересован поддерживать его, то это становится возможным при условии, что он будет удерживать на нём своё внимание, или хотя бы часть своего внимания. В некоторых случаях достаточно периодически фиксировать внимание на внутреннем состоянии покоя, что так же будет поддерживать его, но это делать следует только тогда, когда тело максимально неподвижно. Осознав состояние внутреннего покоя, в дальнейшем можно вводить его в своё тело. Для этого, фиксируя внимание на этом состоянии, можно начинать неспешно ходить или же выполнять какие-то работы, не препятствующие удержанию внимания на этом высоком состоянии.
Человек, идущий внутренним путём должен помнить, что всё, на чём он фиксирует внимание и удерживает его достаточно долго, начинает расти, и в таком случае даже точка может стать размером с Вселенную. В связи с этим, духовный искатель должен не позволять своему вниманию быть фиксированным на чём бы то ни было отрицательном, и особенно это касается всевозможных отрицательных состояний и влечений. Для духовного искателя должно быть ясно, что у человека на внутреннем пути есть только один помощник – это его истинное сердце, которое, если человек искренен в своих стремлениях, всегда укажет правильное направление и правильное действие, и оно подскажет, в каком направлении ему следует удерживать своё внимание. А у человека есть одна особенность, которая имеется и у ослов – он действует в том направлении, в котором обращено его внимание. Поэтому, мы можем сказать, что выбором человека владеет та сила, которая управляет его вниманием. Но человек может это делать и сам, будучи сознательным и зная направление своего предназначения.