Большинство людей понимают под знанием информацию, получаемую ими из разных источников, но в действительности, информация – это средство выражения знаний. Сами по себе знания не облечены ни в слова, ни в формулы. Они существуют в виде некой пространственной формы позади ума, заполненной соответствующим содержанием. Человек может осознать знание только в молчании ума, потому что неподвижный ум становится прозрачным для знаний, и становятся доступными для осознания. Позади ума – это совсем не значит – позади головы – человек, соприкасающийся со знанием, обнаруживает их в своём сердце. Отсюда понятно, почему Сент Экзюпери говорил, что мудро только сердце. Вера приходит к человеку с погружением в знания и тогда человек начинает осознавать, что знания обладают могуществом, но для того, чтобы могущество знаний стало доступным человеку, необходимо полное погружение в субстанцию знаний. В тех случаях, когда погружение в знания частично, то это приводит к всевозможным сомнениям, неуверенности, нерешительности. Знания всегда запредельны, поэтому, когда человек погружается в субстанцию знаний, то все внешние значимости этого материального мира для него перестают быть важными.
Знания принадлежат своему плану реальности, который имеет свои возможности и свои могущества. Обычно человек, соприкасающийся со знанием, может перенести в этот проявленный мир материальных ценностей только информацию, описывающую эти знания. Но, так как такого рода описания всегда неполны, и не отражают всей глубины знаний, а только их поверхностные проявления, и не имеют их могущества, то человек, опирающийся на информацию в познании мира, никогда не познает всей сути того, что он познаёт. Информация для такого человека будет только поверхностным описанием знаний, в которой не будет силы для её реализации.
Информация должна служить ключом к знаниям, быть проводником к ним, но это становится возможным тогда, когда человек, используя информацию, начинает соприкасаться со знанием. Обычно люди, пользуясь информацией, считают её для себя вполне достаточной, поэтому для них термины – знание и информация, являются синонимами, хотя позади любой информации всегда находятся знания. И даже тогда, когда человек не подозревает об этом, знания, проникают в его существо, на уровне подсознания и исподволь переделывают его по образу и подобию своему.
Здесь мы должны отметить две особенности информации – первая состоит в том, что она может быть выражена вербально или же при помощи образов. Но в любом случае она имеет свою направленность. Более эффективно действует информация, если она носит образный характер, например, когда человек получает её с экрана телевизора, или же видит то, что происходит вокруг него. Второй особенностью информации является то, что она может быть поверхностной и корни её могут глубоко погружаться в субстанцию знаний. Если информация поверхностна, то человек, однажды познакомившийся с ней, при повторных прочтениях или прослушиваниях её, не будет находить в ней ничего нового. Можно сказать, что такая информация плоская, и это свидетельствует о том, ум человека, который породил эту информацию – не глубокий, хотя, память его, возможно, хранит в себе огромные объёмы самой разнообразной информации. Такие люди могут быть интересными при общении с ними, но восприимчивый человек всегда чувствует их неглубокость и поверхностность их суждений. Они легко захватывают внимание слушателя, который очень скоро начинает осознавать бессодержательность их речи, которая воспринимается, как неглубокое бесцельное механическое говорение. Похоже, что такие люди знают, что с собеседником надо говорить, а что должно быть предметом разговора – это не так важно. Очень часто, для них не важно даже то, слушают ли их в это время или нет, важно, чтобы на них смотрели и иногда кивали головой в знак согласия. Это происходит потому, что чем поверхностнее ум человека, тем более он полон самим собой.
Но есть категория людей, ум которых является только инструментом их глубокого сознания, и отражает в себе истинные знания. Эти люди, нередко, бывают непонятны современникам. Если мы читаем их произведения, то встречаемся с их многоуровневым смыслом, который раскрывается перед нами только при повторных прочтениях. Эти люди являются авангардом человечества, как в духовной сфере, так и в науке. Если мы внимательно всматриваемся в современное состояние науки и духовных достижений отдельных великих духовных учителей, то наблюдаем встречу внешних путей современной науки, я имею в виду квантовую физику, и внутренних путей духовных устремлений человечества. Объединение внешнего и внутреннего – это очень важная веха в духовной судьбе человечества. Мать, соратница Шри Ауробиндо, когда человек вышел в космос, преодолев притяжение Земли, говорила, что это очень важный символ в духовной эволюции человека, знаменующий собой преодоление человеком притяжения к миру материальных ценностей. Не менее, а возможно, даже более важной является встреча современной науки на субквантовом уровне, и духовных достижений, что свидетельствует о проникновении высочайших духовных энергий на материальный уровень Земли. Это свидетельствует о том, что пришло время и созданы необходимые условия для трансформации физического тела человека в тело гностического существа. Можно с уверенностью сказать, что мы живём во времена созревания и роста супраментального человека и если мерить историческими мерками, то недалеко то время, когда на Земле появится первое гностическое существо. Это время, ради которого Земля приносила себя в жертву уже не одно тысячелетие. Более того, можно сказать, что Земля изначально была предназначена для рождения на ней человека и его становления. И мы уже в плотную подошли к тому времени, когда на смену человеку разумному должно придти супраментальное гностическое существо. Об этом сказал Шри Ауробиндо незадолго до своего ухода, что он вернётся на Землю через триста лет (имеется в виду – после того, как он оставит своё тело) в супраментальном теле, не рождённом женщиной.
Ну а что же вера? Имеет ли она какое-то отношение к знаниям? Имеет, и прямое, так как вера – это состояние человека, погружённого в знания. Или, ели сказать точнее, вера появляется тогда, когда знания овладевают человеком и заполняют его. Поэтому, это состояние осознаётся человеком, как полнота, не имеющая никакого отношения к реальности окружающего мира И если информированность создаёт у человека уверенность, которая может быть поколеблена дополнительной информацией, то истинные знания, порождающие в человеке состояние веры, не могут быть поколеблены ничем.
Не следует смешивать слепую веру, которая является продуктом религиозного ума и не имеет позади себя никаких осознанных знаний, с истинной верой. Слепая вера зашоривает сознание человека от всего, что хоть в малой степени может поколебать её. Человек, опирающийся на слепую веру, всегда готов защищать её от всего не созвучного с ней и даже от того, что к ней не имеет никакого отношения. Приветствуется только то, что подтверждает слепую веру или усиливает её.
Слепая вера имеет «младшую сестру» – надежду. Почему младшую? Потому что надежда появляется тогда, когда ещё нет достаточной веры, и человек на что-то надеется до тех пор, пока на смену ей не придёт уверенность, а потом и вера, правда, слепая, потому что позади неё нет истинных знаний.
В то же время истинную веру невозможно поколебать, потому что она основана на истинных знаниях.