Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

РЕЛИГИЯ И ДУХОВНОСТЬ

Петр Зорин

Будда, Христос, Магомет  не создавали религий – они принесли человечеству учение о пути, которым оно должно следовать, чтобы соответствовать своему изначальному предназначению. И каждый из этих великих пророков принёс свою часть. Но наиболее полную картину пути принёс Шри Ауробиндо. Учения Будды, Христа и Магомета стали основаниями для религий, и, слава Богу, что ещё не появилась религия, основанная на учении Шри Ауробиндо. Мать говорила, что если люди создадут её, то это будет самая жестокая религия в мире. Действительно, все психологические и моральные сдерживающие начала в уже существующих религиях прописаны и обязательны для всех, следующих путями той или иной религии. В учении Шри Ауробиндо взаимоотношения человека с реальностью мира полностью опирается на его сердце, на сознательную волю человека, идущего духовным путём и на чувстве единства человека со всем сущим на Земли и во всей Вселенной. Можно представить человека, который будет объяснять своё поведение и своё взаимоотношение с реальностью мира повелением своего сердца, хотя в действительности это может быть повелением его эго. И тогда мы получим ещё одного великого инквизитора, жестокости которого противопоставить будет нечего.

Основное отличие религии от внутреннего пути является присутствие между Богом и верующим человеком посредника – священника. Например, Шри Чинмой, говорил своим последователям, чтобы они следовали его учению и ни о чём не беспокоились, так как «мы все в одной лодке», у руля которой находился он сам. Что привело к тяжелым переживаниям его последователей, которые после его смерти оказались осиротевшими. И их переживания были связаны не столько с уходом в мир иной их учителя, сколько с внутренней неопределенностью, растерянностью – они как бы потеряли одновременно и карту пути и компас. Будем считать, что в буддизме Бог представлен человеку в своей безличностной ипостаси, в то же время в Христианстве и Исламе Бог (Аллах в Исламе) перед верующим предстаёт в своей личностной форме.

В религиях говорится, каким должен быть человек, следующий путём избранной им религии. В этих требованиях определяется не только отношение человека к Богу, к религиозным догмам, но и взаимоотношения его с окружающим миром.

Каждая религия подобно человеческой индивидуальности имеет свои особенности и стремится сохранить свою самоидентичность. Религию ещё можно сравнить с партией, члены которой должны строго следовать её уставу. Религия, как и любая другая идеология стремится к безграничному расширению своих влияний, и по мере того, как её влияния становятся всё более глубокими, она стягивает петлю вокруг человеческих возможностей и стремлений, максимально ограничивая их. В конечном счёте, любая религия стремится к тому, чтобы сознание людей, исповедующих конкретную религию, находилось в полном подчинении её канонам и догмам. В действительности, эти правила и догмы являются действенными инструментами власти религиозных иерархов. Абсолютная власть, будет ли она церковной или светской, опирается на абсолютную покорность, для чего использует абсолютную жестокость. И иллюстрациями этому могут быть не только костры средневековой инквизиции, но и современный однополярный мир, навязывающий человечеству безусловную толерантность к насилию, и жестокость по отношению к подвластным народам. И так же, как новая светская власть, пришедшая на смену прежней, использует либерализм, как средство разрушения прежних устоев народов с целью безусловного их подчинения новой власти, так и в религиях возникают своеобразные либеральные течения, раскалывающие прежде единую основу религии. В результате в исламе возникают Шииты и Сунниты, а в последнее время пышным цветом раскрывается Ваххабизм. В христианстве – православие, католицизм, протестантизм и ещё множество других религий и сект. И во главе всех этих течений появляется свой иерарх, под видом внешнего благочестия и религиозности которого скрывается жажда власти. Мать, соратница Шри Ауробиндо, знала, что говорит, когда сказала, что религии на Земле созданы асурами. Любая религия в основе своей имеет идею власти, а учение пророков используется как средство достижения власти. Это совсем не значит, что учение Будды, Христа и Магомета ложны, совсем нет, каждое из этих учений несёт человечеству истину, необходимую для выполнения его предназначения на Земле.

Когда Иисус Христос сказал, «Даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его», то он имел в виду, что во всём на Земле пребывает Бог – и в насильнике и в его жертве, и в том, кто противостоит насилию. И смысл слов Христа, когда он сказал – если тебя ударили по правой щеке, то подставь и левую, или молитесь за обижающих вас – имеют совсем не тот смысл, который навязывается читающим эти слова. Истинный ответ на это Иисус Христос высказал в притче о смоковнице, которую срубают, если она не приносит плода. Каждая притча, сказанная Иисусом Христом – это семя, и если это семя не прорастает, или же вырастая в дерево, не приносит ожидаемого плода, другими словами, если человек не понимает то, что дал ему учитель, то такого человека можно сравнить с пустоцветом. Это о нём сказал Шри Ауробиндо, что лучше быть камнем преткновения на пути Бога, чем слякотью под его ногами. Быть слякотью под ногами Бога – это страшно. В каждом человеке проявляет себя Бог, в какой-то одной из своих ипостасей. И если человек избрал для себя путь раба, и в течение всей своей жизнь сжимался до пределов бесформенного раба-манкурта, то нужен ли Богу такой раб, пресмыкающийся под его ногами. И если будущее человечество должно выйти за пределы притяжения идей и материальных ценностей этого мира, делающих его рабом, выйти за пределы смерти, то умение ползать перед значимыми мира сего, на брюхе, не может быть началом его великого пути. Человек должен быть воином духа, но не рабом. Притча Христа, в которой он говорит, что надо поставить левую щеку, если ударили по правой, говорит не о покорности перед врагом, она настаивает на том, чтобы человек защищался, если на него нападает враг. Для этого у него в левой руке есть щит, который он должен использовать во взаимодействии с врагом. Щит даёт те мгновения, которые необходимы для того, чтобы сориентироваться и нанести ответный удар мечом, который человек держит в правой руке.

Смысл притчи, в которой Христос говорит, что необходимо молиться за обижающих нас, не состоит в том, чтобы мы молились о благополучии и преуспевании наших обидчиков. Мы просим Бога о том, чтобы он открыл глаза им на их неправедные поступки. Но и при этом мы остаёмся воинами духа, а не слякотью под ногами Бога. Ни один из пророков не приносил людям религии, они приносили знания, которые в дальнейшем фальсифицировались в угоду тем, которые стремились к власти и превращались в религию. Посудите сами, нужно ли огнём и мечом насаждать знания. Когда пророки приносили знания, то люди принимали их без всякого насилия со стороны пророков. Насилие используется там, где целью становится власть. Поэтому, крещение Руси, сопровождавшееся насилием, не имело своей целью просвещения тёмных язычников, – но власть. И, в конечном счёте, начинается разделение – сунниты восстают против шиитов, православные не согласны с католиками, а сефарды и ашкенази, будучи иудеями, восстают друг против друга. Конечной целью является власть, а не знание какой-то сакральной истины.

Человек, идущий внутренним путём, не нуждается в каких бы то ни было внешних догмах и канонах, потому что его учителем и его опорой является его истинное сердце. Оно является эталоном в его взаимоотношениях с внешним миром. Для такого человека всё, что предоставляет внешний мир, является средством получения внутреннего духовного опыта. Поэтому поле, на котором духовный искатель получает свой внутренний опыт – беспредельно. Не напрасно старцы в монастырях живут отдельно от всей монастырской братии и даже за стенами монастыря.

Не следует думать, что религии являются ловушками для легковерных людей, препятствующими их внутреннему духовному росту. Каждому своё. Если человек внутренне готов к восприятию Божественной истины и следованию в направлении своего духовного предназначения, то совсем не важно, откуда начнётся его путь – из атеистического мира, или из колыбели какой-либо религиозной конфессии. Если же он ещё пока не готов к внутреннему пути, то, возможно, в этой жизни он будет исповедовать какую-то религию, которая соответствует его внутренней сути.

 

Опубликовано