Каждый человек и каждое существо имеют свою шкалу значимости, которая определяет основные потребности существа, необходимые для его выживания. Правда, у человека шкала значимости значительно расширена, так как его интересы, иногда, выходят за пределы выживания. Более того, иногда стремление выжить, для некоторых людей, не является самым главным. Для них, более важным является не собственная персона с её потребностями, а то, ради чего они готовы жертвовать своей жизнью. Правда, для современного человечества это не является правилом, но, скорее, исключением.
Представим себе мир, в котором для всех людей все значимости стали бы одинаково важными или одинаково неважными. Очень скоро в таком мире прекратились бы все процессы, потому что отношения с миром и выбор направления активности, человеком определяется с позиций значимости. Исчезли бы идеи добра и зла, так как значимость их стала бы одинаковой, люди перестали бы отличать прекрасное от безобразного, важное от неважного. Любые их стремления и желания так же уравнялись бы, и это привело бы к окончательной дезориентации человека в этом мире. Хочу и не хочу, потеряли бы свой смысл, так как между этими двумя желаниями не существует середины. Человек ни на чём не мог бы фиксировать своё внимание, и его взгляд производил бы впечатление бесцельно плавающего, и любые его действия потеряли бы даже малейшую определённость. Такой человек не мог бы понять человеческую речь, так как она не только имеет направленность, но и значимость. По крайней мере, объекты, которыми оперирует говорящий человек, и смысловые акценты речи направлены на то, чтобы донести до слушателя какую-то основную идею или смысл.
В любой речи есть что-то главное и что-то второстепенное, и, разумеется, значимость различных частей речи не должна быть одинаковой. Но, если бы исчезла разница между значимостями то, как внешний, так и внутренний миры людей погрузились бы в хаос. Практически, каждый объект этого мира существует для человека только потому, что он имеет для него определенную значимость. Внимание человек задерживается более или менее длительно на различных объектах этого мира, в зависимости от степени их значимости для него.
Если мы посмотрим с позиций значимости на современный социальный мир, то увидим, что абсолютно всё подчинено идеям значимости. Журналисты и политтехнологи манипулируют значимостями, как шахматисты шахматными фигурами. Ведь всем известно, что важность каждой фигуры, кроме её основной значимости, определяется её положением на шахматной доске. И прав Бжезинский в своём видении мира, как шахматной доски. Панорама мира для каждого человека так же приобретает новую значимость, в зависимости от изменения значимости её объектов. Если мы представим значимость в виде определённого цвета, то элементы окружающего нас мира будут постоянно меняться, и то, что вчера было розовым или голубым, сегодня может стать чёрным и наоборот, И причины в этом находятся не только во внешнем мире, но преимущественно в самом человеке.
И невольно возникает вопрос о том, кто и для чего определил изначальную значимость всего сущего и на Земле, и во всей Вселенной? Очевидно, что значимость эволюционировала одновременно с эволюцией жизни и сознания, и эта эволюция была не количественной, а в большей степени качественной. Другими словами, то, что было прогрессивным в своё время, становилось препятствием в последующие времена и наоборот. Следовательно, значимость определена Божественным, как необходимая часть эволюции. Без значимости невозможно было бы определение направления не только в сторону созидания, но и разрушения. Без значимости не было бы ни прекрасного, ни безобразного и любых других противоположностей. Следовательно, значимость определила не только полярность мира, но и направление его эволюции. И когда мы говорим о возрастающей или уменьшающейся энтропии, то подразумеваем направление изменений от одной значимости по направлению к значимости другой. Пример с энтропией нам показывает, что одна и та же значимость, в зависимости от позиции, с корой она рассматривается, может быть как отрицательной, так и положительной. Примеров этому можно привести бесконечное множество, например, смерть близкого человека вызывает состояние горя у его друзей и радость у его врагов. Вкусная вначале «Демьянова уха» при неумеренности становится непереносимой. И т.д. Полярность мира – это не расположение различных объектов этого мира, к которым мы должны будем отнести не только материальные вещи, но и ещё многое другое, по разные стороны какой-то черты, – это две стороны одной и той же реальности. Различия только в оценке всего сущего в мире. Другими словами, полярность принадлежит не миру, потому что она в наших головах, в которые заложены не одинаковые программы. Исходя из этого, видение мира, оценка его значимостей и действия человека в этом мире при одних и тех же условиях могут быть прямо противоположны по направлению и по смыслу.
При этом мы должны отличать внешнее отношение к значимым объектам этого мира, от внутренней действительной его оценки. Любые взаимодействия с реальностью мира начинаются внутри наших голов, где предварительно совершаются, до мельчайших подробностей, все элементы отношений с реальностью, и только потом, это реализуется во внешнем мире. С этим связаны все психологические проблемы человека – совсем не обязательно менять внешнюю реальность достаточно изменить отношение к ней человека – поменять её смысловую полярность. А это уж дело психотехники и не является большой проблемой. Например, древние евреи знали, что первый мужчина оставляет в женщине след на всю её жизнь. Их знания об этом показаны в событиях, описанных в книге Бытие гл. 38 стих – 8, когда Иуда говорит своему сыну Онану, чтобы он вошёл к Фамари, которая овдовела после смерти своего мужа – брата Онана, и продлил семя брата своего. Об этом хорошо знали и на Руси, и девушка, которая встречалась с мужчиной до свадьбы, считалась порченой. И об этом хорошо знают сейчас и знали всегда прежде те, которые выводят породистых животных. А, по мнению профессора Феликса Ледантека, который ещё в 1889 году заявил, что эти явления обнаруживаются у людей даже в более ясной форме, чем у животных, страдающей стороной являются дети, которые в результате рождаются с различной патологией. Но вскоре после подобного рода публикаций, исследования в этом направлении были запрещены, и никакой информации в печати не появлялось. В современном мире свобода интимных отношений возведена в ранг достоинства раскрепощённой личности и рассматривается как проявление личной свободы. То же самое мы можем сказать об абортах, которые прежде рассматривались как убийство не рожденного человека, а теперь – как неотъемлемое право женщины. Или ещё пример, – в прежние времена во всём мире удовольствия были результатом завершения труда, завершением каких-либо правильных действий, то в современном мире удовольствия стали целью человека. И подобного рода примеров не счесть, когда разрушительное прежде, преподносится людям в современном мире, как созидательное и наоборот созидательное оценивается, как нечто несовременное, архаичное.
Всё это свидетельствует о том, что во вселенной существует два основных направления движения, одно из которых – созидательное, а другое – разрушительное. При этом используются одни и те же объекты, одни и те же факты, меняется только их значимость.
Но, рассматриваемые два полюса значимостей – это только поля, на которых происходит очищение истинной значимости, не зависящей от человеческих оценок, от всего, что препятствует её восхождению. Эту истинную значимость скорее можно назвать Божественной необходимостью, которая не имеет полярностей и всё в ней служит одной цели – восхождению сознания. Все виды значимостей, расположенных вокруг восходящего потока необходимости – это бесконечные в своём разнообразии варианты правды, которые представляют собой ту или иную степень отклонения от истины необходимости. Будет правильным, если мы скажем, что у каждого человека своя правда. Даже то, что мы называем ложью, для некоторых людей является правдой. Всё зависит от степени отклонения значимости от центрального потока Божественной необходимости.