ОТ УРОДСТВА К ПРЕКРАСНОМУ

Есть две причины, определяющие направление путей, которые выбирают для себя люди. Первая причина внутренняя, которая зависит от того, насколько зрелым является истинное «Я» человека. В зависимости от его зрелости у различных людей не в одинаковой степени выражено стремление к прекрасному, высокому, совершенному. Тогда можно говорить, что стремление к прекрасному, к справедливости и сочувствие ко всему, что страдает, является врождённым для человека. Но отношение к реальности мира во многом определяется внешними влияниями. Есть такая пословица: «С кем поведешься, того и наберёшься», а если человек «поведётся» с современным уродливым миром, то, разумеется, во многом станет соответствовать этому миру. У толтеков это определяется временем, в течение которого человек находится «в тени» каких-либо условий. Но человек может одновременно находится в тени самых различных условий, которыми могут быть не только внешние производственные условия, но и улица, случайные встречи и, наконец, близкие люди, в тени которых, возможно, человек находится достаточно длительное время. Быть в тени – это, не значит, находится в присутствии кого-либо или быть в гуще каких-либо событий,– это, скорее присутствие внутреннее, определяющее степень значимости того или иного человека или условий. Например, человек весь восьмичасовый рабочий день находится в условиях той работы и обстоятельств, в которых эта работа выполняется, и всего один час проводит вместе с человеком, отношениями с которым он очень дорожит. В таком случае мы можем говорить, что этот человек находится преимущественно в тени значимого для него человека. Тогда, степень влияния на человека внешних обстоятельств зависит от их значимости для него.

В тех же случаях, когда истинное «Я» человека ещё не достигло определенной степени зрелости, при которой оно может эффективно воздействовать на сознание человека, этот человек преимущественно находится в тени внешних обстоятельств и значимых для него людей. Рассмотрим это на нескольких примерах – вначале возьмём случай, в котором у человека его истинное «Я» достаточно зрелое, и в связи с этим в значительной степени влияет на восприятие этим человеком прекрасного, справедливого, на его способность сострадать. Этот человек уже с раннего возраста тяжело переживает несправедливость и ложь этого мира, корысть и насилие в нём. Находясь в сложных условиях своей семьи, он мечтает о том, что когда вырастет большим, будет или врачом, чтобы помогать страждущим, артистом, профессия которого связана с высокими и светлыми стремлениями. Конечно, для такого человека фильмы, в которых совершаются благородные поступки, а герои честные и неподкупные – это проявления какого-то другого мира, высокого и светлого, в котором живут киноартисты. дети очень доверчивы, и только в более позднем возрасте они начинают понимать, что артист совсем не обязательно должен иметь высокий дух, кристальную честность, героическое сердце. Артист должен умело играть те роли, в которых эти качества проявляются в соответствующих условиях. Или ещё пример: ребёнок живёт в семье, жестокость в которой считается естественной – «За одного битого семь небитых дают, и то не берут». Разумеется, для малыша эти условия так же кажутся вполне естественными, так как других условий он не знает. Выучившись рано читать, он взахлёб зачитывается Жюлем Верном, сказками, фантастикой. С одной стороны в этих произведениях он всегда находится на стороне положительных героев и вместе с ними участвует в подвигах, а с другой – миры этих произведений являются местом, где он находится за пределами несправедливости и насилия. И это происходит не только с детьми, но и со взрослыми. Примером этому может быть Александр Грин – автор повести «Алые паруса» и многих других произведений. Будучи закомплексованным интровертом, для которого взаимодействие с реальностью мира было болезненным, он находит выход из положения и живёт одновременно не только в тягостной для него реальности, но и в выдуманном им самим мире.