НАШИ ОПОРЫ

У каждого человека в поле его мировоззрения имеется не одна опора, а столько, сколь это необходимо, чтобы поддерживать всё поле своего мировоззрения в состоянии, когда оно целиком принадлежит носителю этого мировоззрения. Человек может поддерживать своё поле мировоззрения в целостности, когда каждая его часть принадлежит ему, только в динамике жизни. Другими словами, он должен периодически проявлять активность в соответствии с той или иной частью своего мировоззрения. При этом, каждый раз он будет стремиться к поддержании гармонии отношений во внешнем мире со всем тем, что соответствует внутреннему полю его мировоззрения. Например, в поле мировоззрения человека входит его семья, его друзья, работа и рабочий коллектив, его ещё какие-то индивидуальные интересы, стремления, желания и т. д. Человек всему этому должен уделять определенное количество времени с определенной частотой, этим самым, поддерживая всё поле мировоззрения в состоянии определенного тонуса. Иначе, те части поля мировоззрения, которым человек будет уделять недостаточно внимания, постепенно сотрутся и исчезнут, или будут заменены какими-то другими элементами. Чтобы поддерживать всё поле мировоззрения живым, необходимо каждому его элементу уделять определенное время и делать это не формально, так как формального мировоззрения у человека не может быть. Практически, всё поле мировоззрения человека является его опорой, как во внешнем мире, так и на внутреннем пути. Правда, различные части этого поля имеют для человека неодинаковую значимость. Но эта особенность присуща всем людям во всём. Например, человек, уходя на работу, может забыть дома головной убор или перчатки. Но, разумеется, он не забудет одеть брюки или обувь. И так во всём. Ещё пример – молодой человек трепетно относится к своей девушке. Но потом она стала его женой и ему уже не нужно тратить время и энергию, чтобы удержать её, и она перестала занимать в его мировоззрении одно из главных мест, как это было прежде. Но он уже успел приучить её к определённой активности с его стороны, к определённому отношению к ней, так как прежде она представляла для него особую значимость, что было обусловлено тем, что их отношения ещё не были закреплены официально, и она могла оказаться за пределами его влияния. Таким образом, что для нас важно, то это мы не забываем, всегда найдём время, чтобы поддержать или обновить отношения. Но не всё зависит от нас. Например, для нас важной является наша работа, но отношения к нам работодателя может быть прохладным, так как он всегда может заменить нас на кого-то другого. И если для нас основной опорой была наша работа, то такое отношение к нам нашего работодателя всегда будет вызывать у нас состояние напряжения, ожидания худшего. И в то же время, нас совершенно не тревожат отношения к нам нашего супруга или супруги, так как при необходимости мы всегда можем заменить их на кого-то другого, возможно, с лучшими личностными качествами. Но это может тревожить нашего супруга, так как в его мировоззрении мы занимаем очень важное место. Можно привести пример и из социальной атмосферы, в которой находится человек. Если для него в его стране возникла социальная неопределенность, и он уже не может, как прежде, при надобности надеяться на помощь государственных структур, то разрушение такого рода социальной опоры может переживаться человеком достаточно тяжело. Это обусловлено тем, что человек оказался как бы подвешенным в состоянии неопределенности, в которой он не может уделять внимания другим опорам, поддерживающим полноту его существования. Не имея никакой опоры, потому что рухнула основная социальная опора, человек оказывается на перекрёстке трёх путей – уйти из жизни, попытаться как-то выжить, забыться в наркотическом дурмане. Слава Богу, большинство людей пытаются выжить в этих неординарных условиях. Правда, это бывает иногда настолько трудно, что люди пытаются облегчить своё состояние при помощи наркотиков, к которым следует относить кроме всевозможных запрещённых, так же алкоголь и никотин. При этом люди стремятся социально сжаться и, создавая семью, предпочитают гражданский брак, а вместо многодетности, иметь всего одного ребёнка, или вовсе не одного.

Труднее складывается ситуация, когда у человека есть только пассивная опора, которая не зависит от его собственной активности. Например, человек находился в тех социальных обстоятельствах, в которых его будущее, да и настоящее, обеспечивались государством. Это о советском периоде жизни современных россиян. В этом случае, когда люди лишаются опоры, то одних охватывает паника, а других – полная апатия. Не лучше обстоят дела и при потере надежды на Бога у религиозного человека, который слепо верил тому, что он читал и слышал от священников в храмах. Но неожиданно на него свалилась беда, и он слёзно умоляет Бога отвести от него случившееся несчастье. Но у бога свои цели и свои способы достижения результатов этих целей и для человека его страдания заканчиваются непоправимым событием, и в душе его возникает пустота, неверие ни во что, чувство оставленности и бессмысленности жизни.

Но всё выглядит иначе, когда основная опора человека находится не во внешнем мире и даже не в религии, которая, часто, имеет только внешнюю форму служения Божественному. Истинная опора может быть только в истинном «Я» человека, пребывающего в Анахата чакре. Человек, идущий внутренним путём, в котором обязательной является опора на истинное «Я», воспринимает мир, как средство своего духовного совершенствования, и всё происходящее в нём, как уроки на внутреннем пути. И тогда внешний мир перестаёт быть опорой для человека, и любые события, происходящие в нём, уже не являются такими значимыми, как для обывателя, все опоры которого находятся во внешнем мире.