Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЧТО ТАКОЕ ОСОЗНАНИЕ (2)

--

Многие люди понимают под осознанием – понимание. По их мнению, если человек что-либо понимает, то, следовательно, он осознает. Но если ставить знак равенства между осознанием и пониманием, то можно придти к полному абсурду, например, человек осознает свое состояние страха, но тогда понимает ли он, что собой представляет этот страх? Или же осознает свое влечение к чему-либо, а понимает ли он, что собой представляет это влечение? Мы воспринимаем и осознаем запахи, звуки, теплое и холодное, жидкое и твердое, светлое и темное, а кто из нас может описать то, что он осознает? Не является ли осознание только опытом, который человек приобретает при контакте с реальностью. И конечно же осознание никакого отношения не имеет к уму. Пусть попытается человек описать что-либо из осознанного им, так, чтобы его мог понять человек, не имеющий соответствующего опыта. Например, человеку, страдающему аносмией, попытаться объяснить запах ландышей, а слепому от рождения – отличие дня от ночи. Следовательно, понимание не связано с деятельностью ума, которые может только указывать на какие-либо объекты или состояния, известные пережившим их. Ум может только указать направление, в котором человек может что-либо воспринять и осознать воспринятое. На самом деле, то, что мы рассказываем друг другу, или же читаем, может иметь смысл только в том случае, если у собеседника или читателя есть сходный опыт. Поэтому, бульварная литература апеллирует к низменному опыту человека, как бы пробуждая его, а духовная – к высокому опыту.

Ум человеческий находится в более удобном для него положении, если речь идет о каких-либо внешних событиях, и положение его резко ухудшается, когда ему приходится описывать внутренние состояния человека. Это связано с тем, что ум предназначен в основном для интерпретации того, что человек воспринимает внешними органами чувств, а у человека есть способность и к восприятию всевозможных внутренних состояний, которые человек может осознать, но далеко не всегда – понять. Поэтому, мы можем говорить о внешнем и внутреннем осознании, и если первое имеет отношение к внешнему опыту, то второе – к опыту внутреннему, который является опорой для человека, идущего духовным путем.