Все, что находится в потоке времени, имеет начало, но это совсем не означает, что оно обязательно будет иметь конец. Если началом температуры считать абсолютный нуль, то увеличивать температуру можно бесконечно, так как даже к самой высокой температуре можно всегда прибавить еще один градус. То же самое мы можем говорить о движении, которое начинается от точки неподвижности или покоя, и как бы велика ни была скорость, ее теоретически можно увеличить еще на какую-то величину. Конечно, найдутся не мало людей, которым известна предельная скорость в нашем проявленном мире, равная 300 000 км. сек. Но эта константа в настоящее время подвергается сомнению. Фактически эта скорость скорее характеризует пределы наших знаний и не более того. Можно приводить еще множество примеров, в которых начало какого-либо явления равно нулю, но которое не имеет конца. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что любые изменения возможны только в одном случае, если энергия, в каком бы виде она ни была проявлена, не равна нулю. В состоянии «нуля», не может быть никакой активности, но только вечная неподвижность. Следовательно эволюция возможна только в разделённой материи, которая не находится в «нулевом» состоянии и вечно движется от одного полюса своей противоположности к другому. Вселенная содержит в себе особенность: она постоянно стремится к возрастанию энтропии, финалом которой может быть только «ничто» или «нуль». Поэтому ее существование возможно только в том случае, если в ней есть сила стремящаяся к уменьшению энтропии.
И так, на основании того, что здесь было сказано, можно утверждать, что во вселенной существует два основных ее движения – одно из них стремится к «нулю», другое – к бесконечности. Тот поток, который стремится к бесконечности и есть поток жизни. Но чтобы такое разделение на два потока произошло, необходимо было изначально неподвижную бесконечную субстанцию вселенной разделить на две подвижных части, которые, пронизывая друг друга, двигались бы в противоположных направлениях. Конечно, когда здесь говориться о движении, то под ним понимаются процессы распада и созидания. И эти распад и созидание происходят на всех уровнях, начиная с доклеточных форм жизни и заканчивая высочайшими уровнями сознания и это верно как для органических, так и для неорганических форм жизни. И над обоими потоками возвышается божественное сознание и воля, и в то же время пребывает в этих потоках. Тот поток, который стремится к «нулю» своим финалом имеет небытие или смерть, встречный же ему поток устремляется в бессмертие и вечность. Начало потока жизни находится в смерти, а смерть берет свое начало в вечности. И кажется, что во вселенной есть только эти два, уравновешивающие друг друга процесса. Уравновешивающие потому, что они берут свое начало друг в друге. И это было бы действительно так, если бы поток жизни и поток смерти не взаимодействовали друг с другом, порождая опыт.
Процессы жизни и смерти – это две силы бесконечного Божественного, посредством которых Он совершает свою бесконечную эволюцию. Одну из этих сил, ведущую к примитивизиции, упрощению и разрушению, люди называют дьяволом, другую – Богом. Людям следует понять принцип дьявола в нашем мире и его способы управления миром. Не имея этих знаний, они принимают дьявольское за божественное, а божественные проявления – за дьявольское. И так же как Божественный пребывает не только в потоках жизни и смерти, но и над ними и управляет ими, так и человек осознав эти силы в себе и во внешнем мире, должен находиться не только в этих потоках, но и над ними, чтобы, осознав их управлять ими.
Опыт, о котором мы упоминали выше, можно рассматривать, как результат взаимодействия потоков жизни и смерти. Вселенная сознательна и два встречных потока жизни и смерти так же несут в себе сознание. Но в зависимости от того, находятся эти потоки в живой или мертвой материи они проявляют себя не одинаково. В мертвой материи сознание только воспринимает, не имея какого-либо отношения к воспринимаемому, т. е. не оценивает его. Это одна из причин, почему мертвая материя не эволюционирует и, поэтому, неустанно движется от сложного к простому. В живой материи, в ее потоках жизни и смерти, сознание не только воспринимает, но и формирует определенное отношение к воспринимаемому, давая ему оценку. И это начало эволюции, потому что без отношения к воспринимаемому не возможны какие бы то ни было реакции и невозможен выбор. И это действительно так, потому что отношение формируется под влиянием осознания качества того, что воспринимается. Следовательно, живая материя имеет в себе сознание, способное оценивать все, с чем оно соприкасается. Говоря об осознающей живой материи, мы имеем в виду, что осознающей и оценивающей является не только та часть живой материи, которая стремиться к своему восхождению, но и та, процессы которой направлены к разложению и смерти. И на различных уровнях сознания и на различных этапах эволюции это происходит по-разному.
Так как живая субстанция сознательна, то та её часть, которая находится в нисходящем потоке, стремится избежать смерти, небытия и для этого она прилагает определенные усилия, чтобы изъять из тех форм жизни, которые преимущественно находятся в восходящем потоке жизни, те его качества, которые в чём-то созвучны потоку нисходящему. Особенностью нисходящего потока является то, что он берёт своё начало в вечности, которую мы можем представить как вечно восходящую вершину эволюции. А так как нисходящий поток во всех религиях мира характеризуется как силы низших планов бытия, то человек, достигнув самых высоких планов сознания, будет постоянно осознавать присутствие в нём тех сил, которые будут пытаться увлечь его за его несовершенства на более низкие уровни сознания. В действительности, силы нисходящего потока стремятся только к тому, чтобы изъять из восходящего потока сознания всё, что препятствует его восхождению. Человек же это будет осознавать, как стремление этих сил соблазнить его, вызывая в нём всевозможные желания, стремления, эмоциональные состояния. В действительности, он должен быть свидетелем происходящих в нём событий, не позволяя различным состояниям, которые он свидетельствует, реализовать себя в его отношениях к внешнему миру и к самому себе, и в его взаимодействиях с окружающей его реальностью. На самом деле в этом и состоит основная работа духовного искателя. Ещё раз повторяю: внимание человека, идущего духовным путём, должно быть направлено в сторону вершины Божественного сознания. Это будет удерживать его в восходящем потоке жизни. При этом он будет осознавать в себе работу низшей природы, опорой которой является нисходящий поток жизни, ведущий к небытию. Низшая природа будет выявлять в нём всё, что созвучно ей и препятствует восхождению сознания человека. Эту её работу человек осознаёт как соблазны сил низшей природы, которая пытается совратить его с избранного им пути. Но, в действительности, низшая природа стремиться изъять из него только то, что принадлежит ей. Она как бы проверяет человека на устойчивость его устремленности. Хотя в действительности, низшая природа совсем не заинтересована в том, чтобы человек ушёл из-под её власти, потому что она питается энергией его несовершенств.