Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПРЕКЛОНЕНИЕ ПЕРЕД БОЖЕСТВЕННЫМ

Петр Зорин

Словарный запас, которым пользуются люди, приспособлен к проявленному миру с его идеями и ценностями. И это создаёт трудности при передаче при помощи слов внутреннего духовного опыта. И примеров этому множество. Рассмотрим слово – раб, которое имеет не один смысловой уровень, а целых три. На социальном уровне раб – это человек, являющийся полной собственностью своего господина, зависит от него, и выполняет его волю.

Но социально свободный человек, конечно, свободный условно, может быть психологически рабом, хотя и не осознавать этого, например: раб социальных обстоятельств, привычек, страстей, влечений, привязанностей, раб какой-либо идеи и т. д.  Психологический раб, преклоняется не только перед своим господином, но и перед тем, что превосходит его и даже то, что он не понимает. Правда, иногда психологический раб агрессивно отвергает непонятное ему или выходящее за пределы его интересов, потому что рабская природа не способна эволюционировать и принимать то, что способствует эволюции.

На духовном уровне слово раб, иногда говорят – раб Божий, означает состояние человека, который полностью созвучен Божественной воле. При этом он не испытывает чувства зависимости или несвободы, так как осознаёт, что такой способ бытия соответствует смыслу его жизни. И если бы кто-то спросил бы его – хотел бы он другой судьбы? То услышал бы в ответ, что его судьба в полной мере соответствует его ожиданиям.

Можно подумать, что слово раб обозначает принадлежность или отдельного человека, или даже целого народа какому-то владыке, который является его господином. И есть только градация – в первом случае, какое-то количество рабов принадлежат одному господину. Во втором случае, у целых народов и даже у всего человечества, так же есть один господин, которому они принадлежат и служат ему – этот господин – деньги. И в третьем случае, господином является Бог. Не напрасно Бога иногда называют Господом. Но, этот третий уровень градации особенный, так как всё сущее не отделено от Бога, и даже не является частью его, а является им самим. Это можно сравнить с физическим человеком, тело которого имеет около ста триллионов клеток вместе с головным мозгом. Можем ли мы сказать, что клетки тела – это рабы, выполняющие волю своего господина – головного мозга? Можем, если этот пример будет иметь отношение к современному человечеству и его золотому миллиарду, которого можно сравнить с головным мозгом.  Правда, такой головной мозг должен иметь очень глубокие, не совместимые с жизнью, психические расстройства. Было бы абсолютно ненормальным, если бы клетки тела трудились, не покладая рук, на благо головного мозга, а он, будучи паразитом, выделял бы гормон удовольствия и блаженствовал. Такой организм, безусловно, не выжил бы и вместе со своим золотым миллиардом очень скоро престал бы существовать. Божественный принцип бытия во Вселенной основан на целостности, в которой каждая часть целого, насколько бы она мала не была, включает в себя всю реальность Вселенной, и всё сущее во Вселенной и Бог представляют собой полное единство. Этот же самый принцип соблюдается и в любом живом существе на Земле, когда различные его части служат друг другу и эта жертвенность объединяет их в одно целое. Эти примеры показывают, что отношения – раб и господин, в каком бы масштабе они не существовали, является разрушительной патологией. В земных условиях – это психопатология, ведущая к деградации и разрушению существования всех форм жизни на Земле, а не только человечества. Итак, когда мы говорим: «Раб Божий», то мы в своём неведении, не имея на то никаких оснований, переносим идею рабства современного больного человечества, на принцип Божественного бытия. Было бы более правильным говорить – «Работник Божий».

«Преклонение» перед Божественным – это не рабское преклонение ничтожества перед величием. Это полное приятие Божественных принципов бытия и отвержение всего, что не соответствует этим принципам. Преклонение перед Божественным – это ещё и решимость следовать Божественным принципам, без сожаления оставляя все привязанности и зависимости этого проявленного мира. Преклонение перед Божественным – это смирение, но не смирение раба, а осознанное приятие обстоятельств внешнего мира, как необходимое для эволюции проявление Божественного в земных условиях. И преклонение перед Божественным – это приятие с внутренней благодарностью самого себя таким, какие вы есть. При этом, необходимо понимать, что все недостатки и несовершенства, которые духовный искатель осознаёт у себя – это уроки Божественного и это его милость, благодаря которой человек может сделать очередной шаг на пути к совершенству.

Преклонение перед Божественным можно сравнить с восхождением на высочайшую вершину, во время которого внимание человека приковано к этой вершине, и человек в своём стремлении отбрасывает всё, что мешает его восхождению. Это можно сравнить с подъёмом воздушного шара, когда воздухоплаватель, стремясь подняться на большую высоту, освобождается от балласта, прежде удерживающего его на поверхности земли.

Преклонение перед Божественным – это смиренное приятие его напоминаний, при помощи которых он удерживает внимание искателя в нужном, для духовной работы, направлении. Здесь, под напоминанием понимается не только повторения того, что человеку кажется уже известным, но и возникновение сходных событий и состояний, которые, возможно, уже не однажды возникали в жизни духовного искателя. Поэтому, повторное чтение текстов, имеющих отношение к духовной практике, повторное возникновение одних и тех же влечений или побуждений – должны пониматься духовным искателем, как напоминание ему Божественным о той работе, которую он призван выполнять в нынешней своей жизни.

Преклонение перед Божественным – это созвучие, отождествление с Божественным, которые невозможны без бдительности и различения, отделяющего всё высокое от низкого, прекрасное от безобразного, истинное от ложного. Человека, идущего духовным путём, можно сравнить с канатоходцем, осознающем любые влияния, которые могут нарушить его равновесие и  предупреждающего их. И, наконец, преклонение перед Божественным – это искренность, в которой человек жаждет только Божественной истины и не приемлет ничего, даже в малой степени, не соответствующего той истине, к которой он стремится. И тогда человеческая жизнь и стремление к отождествлению с Божественным, становятся одним целым, и нет для такого человека других целей и другого способа бытия, и такой человек осознаёт себя бессмертным, так как его стремления неизмеримо превосходят пределы человеческой жизни на Земле.

 

 

Опубликовано