Опора человека является смыслом его жизни. Существует множество вариантов реальности, которые для различных людей служат опорой в их жизни. Наименее ценной и надёжной опорой является опора на другого человека, так как этот человек однажды может умереть, куда-то уехать на многие годы или просто отвернуться от того, кому он служил опорой. Более ценна и надёжна опора, когда человек сам живёт для другого человека или для других людей, которыми могут быть его дети, его народ, или ради какой-то ценной социальной идеи. Истинной опорой является жизнь, посвященная стремлению к единству с Божественным и выполнению его воли. Когда это единство достигнуто, человек не чувствует несвободы, ограничивающей его жизнь, и его деятельность в этом мире, Но бывают опоры пустые, примитивные, которые делают человека, опирающегося на них так же пустым и примитивным. Другими словами, какова опора человека, таков и сам человек.
Как формируются опоры? Чаще всего опору человеку формируют обстоятельства, в которых находится человек в течение своей жизни. Но в эти обстоятельства люди приходят не одинаковыми, и причин этому много, поэтому, одни и те же обстоятельства формируют не одинаковые внутренние опоры у различных людей. Поэтому мы видим людей, у которых неодинаковые вкусы, различные интересы, и различные реакции на внешние обстоятельства.
Обычно внутренняя опора формируется незаметно для человека, и если вы, осознавая это, попытаетесь что-то изменить, то в лучшем случае встретите у него непонимание. Внутренняя опора начинается с повторных участий в каких-либо событиях, действиях или удовлетворениях того, что человека заинтересовало. Каждый человек хочет быть значимым, и это одна из причин, почему его влечёт к себе всё, что значимо. Какие-то моды, идеи, способы самовыражения, широко распространённые увлечения и, конечно же, социальная значимость, к которой имеют прямое отношение материальные ценности и власть. У известного немецкого психиатра Эрнста Кречмера есть печатный труд – «Об истерии», в котором он говорит о двух основных типах реакции человека страдающего истерией. Первый – это реакция двигательной бури и, второй – реакция мнимой смерти. В действительности эти два типа реакций характерны для большинства людей. Реакция двигательной бури – это стремление людей действовать в том направлении, которое ему наиболее приятно, в котором он удачлив, признаваем другими людьми, в котором его будущее будет заполнено приятностями, признаниями и различными удовольствиями и, конечно же, оно будет безопасным. Однажды пережитое приятное чувство, например, во время компьютерной игры, или испытанное им состояние захваченности при просмотре телесериалов, или же состояние захваченности при «шопингах», и вообще любой другой захваченности, у человека возникает стремление испытать пережитое прежде. Но каждое событие, в котором участвует человек или свидетелем которого он является, оставляет в нём след на глубоком подсознательном уровне, который исчезает не сразу после этого события, но распространяется ещё на какое-то время. и если повторное аналогичное событие попадает на след события предшествующего, то след его становится более глубоким и протяжённость его увеличивается. И тогда каждое следующее событие увеличивает глубину следа в подсознание. И однажды происходит нечто необратимое – след, достигнув определенной глубины, уже не зарастает, мало того, он начинает требовать для себя той «пищи», которая породила его. Человек становится подобным наркоману. Все его интересы начинают вращаться вокруг его наркомании. И если его лишить возможности, например, играть в компьютерные игры, то у него возникает ярко выраженный синдром отмены, сопровождающийся возбуждением и агрессией против тех, которые не позволяют ему играть в компьютерные игры. Но необходимо помнить, что это касается не только компьютерных игр, но ещё и многого другого, которое стало не только частью его жизни, но её центром, вокруг которого вращается вся его жизнь. Мне вспоминается эпизод, который произошёл ещё в советские времена со знакомым мне человеком. Он был очень привязан к своему автомобилю, и даже однажды сказал, что не мыслит своей жизни без него, а потом добавил, что если с его машиной что-либо произойдёт и он не сможет в результате пользоваться ею, то он этого не перенесёт и покончит жизнь самоубийством. Где-то через год в автомобильной катастрофе его автомобиль сильно пострадал и стал пригоден только для металлолома, а этот человек, некоторое время спустя, повесился. Возможно, в этом случае сыграли одновременно свою роль и травма, которую он получил в аварии, и предшествующее намерение? Но глубокий след в подсознании могут оставить не только повторные события, следующие с короткими паузами друг за другом, но и очень сильное эмоциональное переживание. Например, боль, страх. Отсюда инграммы, заложенные в человека в раннем детстве и даже во внутриутробном периоде развития. К этому имеет прямое отношение и обрезание крайней плоти мальчикам в Иудаизме, что связано с намеренным внесением в него определенной инграммы.