Внешнее внимание можно разделить на две части. К первой следует отнести фоновое внимание, которое характерно для всех животных, человеку же оно необходимо для его ориентации в окружающих обстоятельствах. Благодаря этому фоновому вниманию человек знает, где он находится в настоящее время, и в каких направлениях и расстояниях от него расположены значимые для него внешние объекты. Фоновое внимание человека проявляет себя и в ментальной сфере, удерживая основные знания, полученные человеком в течение жизни. У различных людей пространство, охватываемое внешним фоновым вниманием, не одинаково. У одних оно незначительно по объёму, за пределом которого они теряют свою ориентацию. Мир этих людей похож на разорванную картину, от которой остались только отдельные фрагменты, на территории которых для них возможна какая-то ориентация, но при этом они не знают, где находятся другие её части. Другими словами в основе их мировоззрения нет целостной гармонии его частей, но некая их разорванность, что делает личность такого человека негармоничной, а реакции его иногда трудно предсказуемыми. По-видимому, это связано с тем, что энергия внутреннего внимания, которая удерживает отдельные части, отражённой внешней реальности, в определенных соотношениях друг с другом, недостаточна. И не только отражения внешнего мира, но и систем знаний о нём. Возможно, это связано с бессистемностью знаний, которые человек получал в детские и юношеские годы, а, возможно, бессистемностью внешних обстоятельств, в которых воспитывался человек.
У других людей, пространство, охватываемое фоновым вниманием так велико, что иногда равно территории целой страны или даже всего мира. В это пространство погружены все человеческие интересы и системы знаний, полученные им в течение жизни. И у каждого человека есть та часть внешнего внимания, которая участвует в контроле его конкретных стремлений и его деятельности.
Когда мы говорим о концентрации на внутреннем пространстве, но в ней обязательно должно присутствовать намерение, определяющее, ради чего человек концентрируется, в области какой-либо чакры, или на звуках мантры или же на смысле какой-то идеи. При внутренней концентрации не должно быть направленных усилий, чтобы достичь какой-то реализации. Но должно быть смиренное ожидание, когда раскроется дверь, к которой подводит человека его намерение. Об этом можно сказать другими словами – внутренняя концентрация – это состояние, в котором внимание удерживается неподвижным, в том пространстве, куда приводит вас намерение. Не имеет никакого смысла концентрироваться и удерживать внимание в какой-то области просто так. Должно в такой концентрации обязательно присутствовать намерение, которое и является проводником к цели концентрации. Внутреннюю концентрацию можно сравнить со шлюзом, ворота которого открываются тогда, когда уровень воды по обе их стороны сравняются. Когда внимание человека, находящегося в состоянии концентрации по частоте вибраций или по уровню покоя сравняется с частотой вибраций того пространства или реальности, куда привело его намерение, тогда двери этого пространства открываются, и человек оказывается в состоянии медитации. Ещё раз повторяю, Единственным средством, которое может привести человека к цели его медитации, является намерение, которое осознаётся человеком как знание. При этом человек знает, что он хочет и чего он хочет. А хочет он единства с Божественной Матерью, ради самого единства. В этом единстве он отдаёт свою судьбу в её руки, без всяких условий со своей стороны, и изъявляет готовность, служить ей на том поприще, которое она ему укажет.
Существует внутренний поток непроизвольной концентрации внимания на далёкой или стратегической цели. Этот внутренний поток можно сравнить с широкой рекой, по обе стороны которой раскинулось пространство фонового внимания. Этот внутренний поток может иметь несколько уровней – самая глубинная часть его, находящаяся в самом его основании, является определяющей направление намерений человека, находящихся в более поверхностных его уровнях. А на его поверхности находятся точно мелкие волны короткие намерения, объединяющиеся в единую цепь намерения, направление которой соответствует направлению внутреннего глубинного потока. Почему внутренний глубинный поток намерения является непроизвольным? – Потому, что он формируется независимо от воли человека, из созвучных друг другу его интересов. Человек может и не знать, что его однонаправленные внешние интересы формируют единый глубинный поток, определяющий его судьбу.
Но не только внешние интересы определяют направление внутреннего глубинного потока намерения, на его формирование влияет и внутренняя истинная часть человеческого существа. Правда, эти влияния могут быть очень слабыми, если истинное «Я» человека ещё недостаточно зрелое, и тогда формирование глубинного потока намерения происходит преимущественно под влиянием внешних интересов. Именно эта категория людей, при соответствующих внешних влияниях, легко может стать потребителями, для которых смыслом жизни является материальное благополучие и физические удовольствия. Но всё выглядит иначе при формировании глубинного потока намерения, когда на него идут преимущественные влияния со стороны его истинного «Я» или Психического Существа. При этом меняется значимость ценностей материального мира и, в связи с этим, слабеют его влияния на сознание людей. И это в корне меняет не только интересы человека во внешнем мире, но и его судьбу. Таким образом, мы не можем обнаружить чёткую границу между потоками глубинного намерения и внешнего внимания, так как они взаимно влияют и дополняют друг на друга.
Глубинный поток намерения обычно осознаётся людьми, как устойчивый интерес к чему-либо, или даже состояние, принуждающее человека к определенным действиям, которым он, иногда, противостоять не в силах. И этот поток несёт на себе всевозможные созвучные ему человеческие интересы, через которые он реализует себя. Но этот глубинный поток постепенно слабеет, и даже может совсем иссякнуть, если по каким-либо причинам он длительное время не может реализовать себя.
Обычно у людей, не имеющих осознанной цели жизни, этот внутренний поток заменяется потоком выживания или сохранения жизни, иногда любым способом. Но он может быть трансформирован определенными внешними интересами человека.
Намерение человека, определяющее его духовные стремления, не должно содержать в себе никаких эгоистических побуждений. Духовный искатель должен знать, что человеческое эго содержит в себе широкий спектр стремлений, от самых низких стремлений до высоких, созвучных с духовностью, которые так же могут быть реализованы как пища для эго. В духовной работе искателя должно присутствовать только одно стремление – служить Божественной Матери. Если же в этом стремлении у человека есть ожидание, что за его усердное служение Божественная Мать окажет по отношению к нему определенную милость, которую алчет человеческое эго, то в этом случае он ничего не получит. В духовной работе неприменимы принципы, на которых основана жизнь в этом материальном мире – речь идёт о воздаянии за труд. Человек, идущий духовным путём, – это не работник, который выполняет работу для Бога. Если бы это было так, то тогда было бы справедливым, если бы Бог как-то оплачивал человеку его труд. Духовный искатель – это тот, кто ищет пути единства с Богом, чтобы быть исполнителем его воли. При этом, он никаких условий ставить не будет, потому что эта его внутренняя работа является для него смыслом его жизни. Мало того, она приносит ему радость и чувство опоры в этом материальном мире на Земле. Целью внутренней работы человека является не что-то, чего он должен достичь в результате своих усилий, и получить за свои старания вознаграждение, а сам путь.
На внутреннем пути внимание человека и способы реализации направленных усилий радикально отличаются от внешних. Это связано с тем, что на внутреннем пути человек взаимодействует не с объектами, а состояниями. Дело в том, что если во внешнем мире человеку необходимо постоянно взаимодействовать с материальными объектами, которые его окружают, то на внутреннем пути человеку не нужно делать каких бы то ни было усилий, для взаимодействия с воспринимаемой им реальностью, но должен стать этой реальностью. Для этого, он должен стать созвучным с ней. И для этого любые физические усилия, уместные во внешнем мире, являются только помехой. Но есть и кое-что общего. Например, во внешнем мире человек может проявлять активность только в том направлении, в котором направлено его внимание. И он будет успешен при взаимодействии с объектами внешнего мира только в том случае, если он будет созвучен им. Это созвучие психологи называют вработанностью. На внутреннем пути человек может при известных условиях стать созвучным какому-либо состоянию только в том случае, если он обратит на это состояние своё внимание, и будет удерживать его до полного созвучия с ним. Но есть и существенные отличия: если человек во внешнем мире должен преодолевать какие-то препятствия, что-то менять, используя для этого свой труд, то на внутреннем пути человек ничего не преодолевает, чтобы куда-то двигаться, единственной его задачей является необходимость стать созвучным тому состоянию, которое он воспринимает. И есть ещё одно важное отличие внешнего от внутреннего. Если во внешнем мире человек фокусирует своё внимание на том объекте, с которым он взаимодействует и в результате – как-то изменяет этот объект, то на внутреннем пути духовный искатель ничто не меняет и даже своё внимание не фокусирует, и даже напротив, расфокусирует его, с целью осознания всего пространства, в котором он может воспринять необходимое состояние и попытаться стать созвучным с ним. Это можно сравнить со слушанием оркестра. Вы не будете фокусировать своё внимание на звучании какого-либо одного инструмента в этом оркестре, потому что тогда не услышите того произведения, ради которого вы пришли в филармонию. Вы будете слушать весь оркестр, но для этого вам необходимо расфокусировать своё внимание. И это становится возможным тогда, когда намерение слушать оркестр и ваше внимание будут направлены к одной и той же цели.
Само по себе внимание без намерения, которое может быть и неосознанным, непродуктивно. Вы будете смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать. И это верно не только при взаимодействии с объектами внешнего мира, но и на внутреннем пути. И как в одном, так и в другом случаях намерение всегда возникает до того, как внимание будет направлено на нужный объект.
Переходы между планами бытия или планами сознания заполнены спектрами состояний, и человек, прежде чем он реализует себя на более высоком плане реальности этого мира, должен пройти определенный спектр состояний. Это можно сравнить с трансформацией гусеницы в бабочку. Она может это сделать только через состояния куколки и другого способа для неё не существует.