Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОГДА ИСЧЕЗАЕТ СМЫСЛ ЖИЗНИ

Петр Зорин

Почему для человека важно знать смысл своей жизни? Животные живут в соответствии с их смыслом жизни и не задумываются о нём. Они просто живут. Но, у животных есть одна важная особенность, они живут, не думая о будущем, о котором заботиться их природа. В нужное время включаются определенные инстинкты, которым они, безусловно, следуют, что помогает им выживать иногда в очень сложных условиях. Так как животным помогают выживать их инстинкты, то они могут жить сегодняшним днём, не беспокоясь о дне завтрашнем. Интересно, что имел в виду Иисус Христос, когда говорил, чтобы люди как птички небесные не заботились о завтрашнем дне? – Жили только своими инстинктами? – Наверное, нет; можно предположить, что он имел в виду человеческие заботы и мысли, которые не оставляют человека даже тогда, когда он уже знает, что он будет делать завтра, и как он будет это делать. В связи с тем, что инстинкт не нуждается в осознании животным реальности, в которой оно существует, то животное почти всегда автоматически следует велениям природы. Если бы инстинкт животных вдруг начал бы слабеть, а в дальнейшем мог бы и совсем исчезнуть, то, возможно, выживали бы только те животные, которые могли бы сами заботиться о своём завтрашнем дне. Но это всё касается выживания животного, и всё обстоит иначе с человеком, у которого само выживание, иногда, не является самым главным. У человека появляется при этом ещё вопрос: для чего необходимо выживание. Для многих людей жить для самих себя – бессмысленно, им необходима ещё и цель, ради которой они живут. Ни одно животное не задумывается об этом. Но немало людей, которые так же не задумываются о смысле жизни, но, тем не менее, когда оказываются в ситуации, в которой жизнь теряет свой смысл – они становятся алкоголиками, наркоманами, не хотят иметь детей, заканчивают свою жизнь самоубийством. И очень часто, причиной этого является не ситуация, бесперспективная для самого человека, в которой он может не только выжить, но даже быть в какой-то мере социально успешным, а  обстоятельства, в которых оказывается его народ. Для своего народа он не видит никаких перспектив. Причём, совсем не обязательно он должен задумываться об этом, эту проблему он может даже не осознавать. И, тем не менее, у человека появляется чувство неудовлетворённости всем, что окружает его, и даже собственным благополучием, если оно имеется. Его душа не лежит к чему бы то ни было. Внутри него царствует состояние неопределенности, которую он может заливать алкоголем или ещё чем-то. И появляется безразличие и к своей судьбе, и к судьбе своего народа. Фактически, люди впадают в своеобразное гипнотическое состояние, в котором происходит торможение наиболее высоких проявлений личности, когда благородный человек забывает о своём благородстве, а патриот о патриотизме, когда высокая любовь подменяется идеей постельной любви, а честность и порядочность становится недостатком. И это только немногие из всех симптомов, которые выходят на передний план, когда человеческая жизнь теряет свой смысл. Для жаждущих знать об этом больше, можно порекомендовать книгу Виктора Франкля – «Страдания от Бессмысленности жизни». Конечно, и в этих условиях можно сохранить высокий дух и веру в будущее, но это возможно, к сожалению, только для немногих. Поэтому, не следует составлять какое бы то ни было мнение о психологических качествах того народа, у которого отняли его будущее, или смысл его жизни. Действительно, если нет будущего, то зачем жить, рожать детей, надо жить сегодняшним днём, а завтра хоть трава не расти – народ, у которого есть будущее, станет психологически другим, если его отнять у него.

Смысл жизни имеет свой спектр. В самой нижней его части находятся люди, смысл жизни которых заключается в самом процессе жизни. Это народ, живущий сегодняшним днём, не планирующий своего будущего. Поэтому такой народ не занимается земледелием или скотоводством, потому что такие занятия возможны только тогда, когда человек думает о будущем. Основное занятие этих людей – собирательство и охота. Такие народы рожают детей, потому что они рождаются, и у них нет никаких планов по поводу их будущего. На следующей, более высокой, но всё ещё достаточно примитивной  части спектра жизни, находятся народы, которые уже занимаются земледелием, но оно не является материальной опорой их жизни. То же самое можно сказать и о промышленности, которую они не создают, но пользуются тем, что создали другие народы, имеющие более высокий интеллект, и занимающие более высокую часть спектра жизни. Эти народы, находящиеся на втором уровне спектра жизни, чаще всего объединены по племенному принципу, и даже оказавшись среди других, более высоко цивилизованных народов, стремятся сохранить свой привычный принцип объединения. Люди этого уровня спектра жизни стремятся заниматься непроизводительным трудом, ничего не создавая, но при этом стремятся занять места распределения созданного другими. Поэтому среди второго уровня много торговцев, которые сами ничего не производят, но торгуют тем, что произвели другие. На этом же уровне находятся, если так можно сказать, подсобные рабочие, которые под контролем тех, которые занимают более высокую часть спектра жизни, выполняют различные несложные работы. Народы, принадлежащие этой части «спектра смысла жизни», рожают детей – сколько получится, не думая об условиях их выживания. Если говорить о творчестве этих народов, то оно находится в зачаточном состоянии. Конечно, среди них есть и музыканты, и поэты и писатели, реже художники, но в процентном отношении их не так много, как у народов, занимающих более высокую часть «спектра смысла жизни». Смыслом жизни для них является материальное благополучие. Не имея достаточно высокого интеллекта, они компенсируют этот недостаток агрессией. При этом для них не имеют большого значения способы получения средств для своего благополучия. Поэтому, среди них достаточно высокое число людей совершающих насилие, грабежи, подлоги, обман. Эти типы людей и даже народов живут, ведомые своим виталом и только немногие из них поднимаются на более высокий интеллектуальный уровень. И не надо даже предполагать, что они чувствуют себя в чем-то ущербными, совсем нет, и даже, напротив, могут осознавать себя превосходящими над другими народами, не имея для этого ни каких реальных оснований. Но их простить можно, потому что их уровень интеллекта не позволяет им знать и понимать больше того, что для них доступно. И если они встречают людей, которые не живут по принципу, кто сильнее, тот и прав, то считают их слабыми и даже дефектными, что даёт им право вести себя по отношению этих людей не сдержано и неадекватно. Примером могут быть не только периодически возникающие разборки в различных местах России, но и вообще события в мире, когда одни страны, с накачанными военными мускулами, определяют судьбы других стран. 

Промежуточное положение между вторым и третьим уровнем занимают народы, имеющие более высокий интеллект, по сравнению с теми, которые находятся ниже их в «спектре смысла жизни», но принципиально, у них много общего с предыдущими народами, например, они так же избегают производительного труда, и они так же стремятся занять место распределения продуктов или товаров, производимых другими людьми. И, так как они занимают среди других народов наиболее удобные места распределителей потоков материальных ценностей, производимых человечеством, то этим самым делают зависимыми тех, которые производят материальные блага. Так как «спектр смысла жизни» этого уровня людей очень близок ко второму уровню, то они так же бесконтрольно размножаются, а смыслом жизни для них является власть и богатство, точнее, богатства, так как через них можно получить и власть. Среди них есть и творцы, но чаще компиляторы, исполнители, как в музыке, так и в других видах искусства. Этот тип людей, так же как и предшествующий ему тип, ещё не в состоянии осознать своё место в иерархии человеческой эволюции, в связи с замкнутостью на своих индивидуальных эгоистических интересах, и в связи с этим мнит о себе в превосходной степени, реально не имея для этого никаких оснований. Хорошим примером этому является  Раб – Эзоп и его господин Ксанф.

Третий уровень спектра – это производители материальных благ и творцы всего нового, что есть в этом материальном мире. На этом уровне смысл жизни, в основном, заключается в труде и не только для себя, но и для других. Приобретает особое значение смысл труда, а не только деньги, которые иногда, для людей этого уровня, имеют даже второстепенное значение.

Народы, принадлежащие этим трём уровням спектра смысла жизни, в основном замкнуты на самих себе и в этом они напоминают интровертов, но только напоминают и не более того. Для них собственное благополучие и собственные интересы не только важнее благополучия и интересов других народов, но и может строиться за счёт этих других народов. При этом у них не возникает даже мысли о том, чтобы как-то компенсировать другим народам их вынужденную жертву. Примером могут служить европейские народы и народы США, благополучие которых обратно пропорционально благополучию стран третьего мира. Стремление жить для себя в Европе и США доходит до абсурда, так как начинают распадаться и семьи, члены которых, естественно, должны жить не только для себя, но и друг для друга. А в результате распада – они живут каждый сам для себя. Конечно, можно обвинять в распаде общности людей глобализаторов, которым, в таком случае, легче управлять миром. Но почему же тогда европейцев и американцев устраивает такой распад, почему они не сопротивляются ему? Следовательно, это соответствует их психологическим особенностям – жить только для себя, удобства иметь только для себя, и удовольствия тоже иметь только для себя! Для людей этих трёх уровней спектра смысла жизни, как нельзя в большей степени подходит идея потребительства, так как потреблять тогда нужно только для себя.

Соломон был действительно мудрым человеком, а может быть, стал мудрым только к старости, когда сказал, что «всё суета сует». Прочитайте внимательнее в Ветхом завете хотя бы первую главу «Книги Экклезиаста». В ней вы найдёте его мысли, что все стремления человека к богатству, славе и удовольствиям – бессмысленны – «всё суета сует». Соломон построил Храм, где сейчас находится мечеть Омара и иудеи должны были бы почитать не только Соломона, но и то, что он говорил. Соломон понял, что человеческие старания, в которых они тратят свою жизнь на получение для себя всевозможных благ и удовольствий, не могут быть смыслом жизни…

Бессмысленность жизни возрастает во сто крат, если человек бездумно расходует своё время на пустые телевизионные зрелища, пустые разговоры, и даже пустые чтения. Не приходит ли вам в голову мысль, что любая активность человека будет пустой и бессмысленной, если сам он – пустой. В психиатрии известны страдания от бессмысленности жизни пенсионеров и даже тех, которые оказываются в отпуске. Более того, состояние бессмысленности жизни может появиться даже в выходные дни. Эти примеры порождают уже не предположение, а уверенность, что эти люди не думали о смысле жизни только потому, что они были заняты чем-то другим. И эта занятость не являлась смыслом их жизни, и теперь, когда у них появился выходной, отпуск и даже возможность ничего не делать до конца своих дней, то на передний план вышла их пустота, которую они прежде просто не замечали. Было бы неизмеримо более ценным осознавание бессмысленности жизни в период работы. Тогда человек, возможно, подумал бы, о том, что сама по себе работа по производству материальных благ, не может содержать в себе смысл жизни. Но и удовольствия от имеющегося богатства и власти, так же не содержат в себе смысла жизни. И те люди, которые считают, что это не так, глубоко заблуждаются.

Смысл жизни – это ради чего живёт человек в этом мире. Когда мы говорим, что человек живёт для себя, то в какой-то мере недоговариваем, так как жить для себя – это, значит, жить ради своей жизни. Этот смысл принадлежит всем живым существам на Земле, так как всё живое хочет жить. Другое дело, что всё живое хочет жить в комфортных для себя условиях, что удаётся далеко не всем. Тогда мы можем говорить, что человек живёт ради того, чтобы создавать для себя желаемый комфорт. Поэтому, под жизнью для себя понимается создание для себя условий, в которых человеку комфортно, в которых он испытывает удовольствие, защищённость. Такой человек живёт не для того, чтобы жить, а для удовольствий и иллюзорной защищённости. Смысл жизни при этом перемещается изнутри наружу.

Если человек сосредоточен на смысле своей жизни, то он признает её скоротечность, независимо от того насколько она благоустроена, и чем лучше она благоустроена, тем труднее с нею расставаться. Тогда накапливать богатства и стремиться к вершине власти – это стремление не жить, а накапливать удобства и увеличивать удовольствия и свою собственную защищённость. Такого рода стремления не должны быть единственным смыслом жизни человека. И подтверждением этому может быть другой человек, живущий в бедности, который так же хочет как-то благоустроить свою жизнь, но и тот, и другой однажды умирают. И нет ни у кого из них никаких преимуществ, кроме внешнего антуража. Такого рода человеческое существование можно сравнить со стремление человека приобрести для себя максимально удобную одежду, и возможно, не одну, а на все возможные случаи жизни. Но там, под одеждой, и бедный, и богатый имеют одинаковые тела, которые могут жить долго и даже трансформироваться в тела бессмертные, но для этого надо жить ради жизни.

И есть более высокий уровень бытия, находясь на котором и человек и народ пробуждается к жизни для других. Народы, поднявшиеся до этого уровня, стремятся к общинности, не племенной, которая связывает людей узами близкого или дальнего родства, и не общинности, объединяющей людей в стремлении к корыстным целям, а общинности, которая в основе своей имеет идею жертвенности и сострадания.  Такие народы можно сравнить с экстравертами – открытыми вовне, которая не возможна ни на уровне витала, ни на уровне ума, но только на уровне сердца. Такие народы могут включать в себя любые другие народы, не подавляя их культуру – по-видимому, это связано с тем, что на уровне сердца нет различий ни народов, ни культур, ни религий.

Если мы не живём ради совершенства самого нашего существа, но ради совершенствования внешних обстоятельств, то мы при этом остаёмся, в лучшем случае, неизменными, а в худшем – деградируем. Происходит своеобразная подмена внутреннего прогресса внешним.

Жизнь каждого человека имеет Божественное предназначение, человек же её использует на создание, мелких и пустых удобств, даже если эти удобства вмещают в себя власть над всем миром. Это очень похоже на действия одного из героев произведения Марка Твена – «Принц и нищий», который использовал королевскую печать для колки орехов. Разумеется, часть своей жизни человек должен тратить на создание определенных удобств, но только в той степени, в которой они способствуют созданию условий для собственного внутреннего совершенства, и не более того.

На первый взгляд кажется странным, что в человеке в основном преобладает животная природа, которую он трансформировал и чрезмерно увеличил на свой человеческий лад, но от этого она не перестала быть животной. Можно сказать, что у человека, в отличие от животных есть речь и он создаёт орудия труда, которые увеличивают его возможности. Но, по сути, это ничего не меняет. У животных тоже есть своя речь, и они так же могут создавать для себя орудия труда. Обезьяны используют палки и камни, осьминог пользуется камнями, чтобы закрыть вход в своё жилище, бобры строят плотины, и примеров можно приводит ещё множество. Только человек всё это делает лучше других животных. Каждое из животных стремиться к максимально благоприятным, необходимым для выживания, внешним условиям. Человек же, который уже поднялся над животной природой, должен иметь ещё и другие цели, отличные от целей животных, а не только создавать механические и электронные усилители своих животных возможностей.

Почему он задержался на переходной стадии между животным и человеком? – Может быть потому, что ещё не осознал своего истинного предназначения? – В настоящее время уже имеется достаточно информации, на основании которой легко сделать заключение об истинном предназначении человека. Но человек не хочет этого знать, потому что, с одной стороны, он соблазнён удовольствиями этого мира, а с другой – захвачен ложной идеей, что материальное первично, а духовное вторично, и чтобы освободиться от привязанностей к ценностям этого мира, надо добиться пресыщения этими ценностями. И всё это вместе взятое, привело человека к тому, что его стремление к познанию самого себя, задержалось на стадии изучения себя, как биологического объекта, познание мира при этом фрагментарно, что не даёт человеку осознать глубинный поток эволюции сознания и своё место в этом потоке.

Опубликовано