Мы полагаемся на свой прагматичный ум, который, в действительности, очень далёк от совершенства. Когда мы общаемся, то вместо того, чтобы слышать другого, мы утверждаем себя. В таком случае мы всегда оказываемся в тупике, так как каждый из нас при общении пытается утвердить себя. И тогда на переднем плане нашего канала внимания – комплекс мыслеформ, которыми мы заткнули канал общения и мы никогда не сможем услышать друг друга, даже если внимательны к тому, о чём говорит собеседник. Канал общения не должен быть закрытым нашими мыслями, которые мы с нетерпением жаждем высказать нашему собеседнику. Он должен быть открыт для самого потока общения, а не только информации, которая располагается на его поверхности. Между людьми существует более глубокий канал общения, я его иногда называют нитью, потому что он требует бережного и неподвижного к нему внимания, иначе он может разрушиться или же мы снова окажемся в потоке мыслеформ прагматичного ума, на уровне которого невозможно гармоничное общение, но только обмен информацией. Основой общения является не говорение, а слушание и даже не слушание ушами речь другого человека, а слушание сердцем, когда мы можем прикоснуться к нити интуитивного ума и следовать ей. И это важно не только при общении между людьми, но и при стремлении понять что-либо, получить ответ на какой-то вопрос, обращённый не к человеку, а к своему сердцу. В этом случае человек не должен обращаться к своему уму, который тут же разовьёт бурную активность в поисках ответа на заданный вопрос. Нужно обратиться к сердцу, которое имеет ответы на все вопросы. Но это обращение к сердцу должно быть в полной тишине и полном доверии. Маяковский однажды писал, что его поиск нужных слов к его стихам подобен просмотру тысяче тонн руды. Маяковский прав, потому что человеческий ум – это примитивный инструмент, не имеющий отношения к истинным знаниям, но только к информации, которой он как оболочкой пытается укутать знания, не понимая их сути. Сент-Экзюпери сказал словами мудрого лиса – мудро только сердце. Именно в нём опора интуитивного ума. Но для этого нужно остановить свой прагматичный ум, который претендует на всезнание. Прежде всего, научитесь слушать вашего собеседника, слушать всё, что окружает вас, и не только тогда, когда вы дома или среди людей, но и когда вы наедине с природой. У вас при этом не должно быть никаких вопросов и никаких попыток вербализовать то, что вы воспринимаете. Откройтесь тому, что перед вами или вокруг вас. Вы просто воспринимаете реальность – то, что вы слышите и видите и никак не комментируете это. В сердце должна быть полная тишина, не нарушаемая ничем, и ум не должен при этом отвлекать вас. представьте, что вы несёте внутри себя сосуд до краёв наполненный чистой и прозрачной водой, которую вы не должны расплескать ни словами, ни движениям, ни какими-либо эмоциональными всплесками. Вы должны этот сосуд пронести через всю свою жизнь. И однажды вы осознаете, что в проявленном мире не вы являетесь главной или основной личностью, а главным является то, что окружает вас, потому что без этого окружения вы – ничто. Здесь речь не идёт о том, что ценности этого материального мира имеют большее значение, чем вы сами – совсем нет. Но то, что окружает вас – это ваша школа, в которую милостью Бога вы помещены. Без неё, этой школы, не может быть реализовано ваше предназначение, и вы подобно камню останетесь неизменными, даже если проживёте в этом мире тысячу лет.
Сердце человека не может жить для самого себя, и путь сердца, к которому однажды должно придти всё человечество – это не только следующая более высокая ступень человеческого бытия, но и следующая более высокая ступень человеческого сознания. Когда мы слышим слова, что человек рождён для счастья, но не слышим продолжения этой идеи о счастье, в котором бы раскрывалась суть этого счастья, то эти слова каждый человек будет понимать по-своему. Потому что жулики, насильники и лжецы тоже бывают иногда счастливы, но каждый по-своему. Истинное счастье человек может пережить или испытать, только тогда, когда он живёт не для себя, или, точнее, всю свою жизнь он с радостью жертвует не себе. И тогда, каждое его усилие, совершаемое им не для себя, будет приносить ему счастье. Человек, живущий для себя никогда не испытает истинного счастья, которое испытывает тот, который жертвует всем, даже своей собственной жизнью ради другого человека, ради других людей и ради своего народа.
Путь сердца – это всегда путь жертвы и истинное счастье – это счастье жертвующего. Вспомните притчу, в которой человеку были показаны ад и рай. В аду люди сидели за столом, который ломился от всевозможных яств, но люди были печальны. Они страдали потому, что не могли достать то, что видели их глаза. К их рукам были привязаны ложки с очень длинными черенками, и если этой ложкой взять какую-то пищу, то донести её до своего рта было невозможно. Что-то похоже на муки тантала. Внешне в раю было то же самое, но там люди кормили друг друга и все были счастливы. Счастье жить для других – оно другое и по интенсивности, и по качеству, и по своей распространённости, потому что оно распространяется и на тех, для кого человек живёт. Это счастье можно сравнить с полем, в которое входит не только тот, кто жертвует собой для других, но и эти, другие. Вспомните произведение М. Горького «горящее сердце Данко», в котором юноша пожертвовал своей жизнью, чтобы вывести людей к свету. Когда мы живём для других – это всегда жертва, несущая в себе радость, с которой не может сравниться никакая другая радость.