Состояние духовного искателя, идущего внутренним путём, можно сравнить с состоянием скалолаза, который без страховки поднимается по отвесной скале к её вершине. Он не может отвлекаться на всё, что окружает его, он не смотрит на вершину скалы, которая может показаться недостижимой, что обречёт его на неудачу в его усилиях. Он не смотрит вниз, потому что под ним пропасть и одно неверное движение может привести его к падению и гибели. Скалолаз живёт здесь и сейчас. Для него важен каждый его следующий шаг, каким бы малым он ни был. Он знает направление, в котором движется, и он знает свою цель. В этом движении для него важно само движение. Он не может уделить ни секунды времени, для мыслей о чём-то оставленном или о вознаграждении, когда поднимется на вершину скалы. Каждое мгновение его времени посвящено поиску трещины или выступа, которые могли бы быть опорой для его руки и его ног.
Это кажется невозможным для человека, чтобы всю свою жизнь посвятить этой нечеловеческой работе. Большинство людей предпочитают говорить о трудностях при подъёме по отвесной скале. Некоторые даже делают попытки подняться по ней, оторвавшись от надёжной и безопасной земли, но тут же возвращаются обратно и потом долго рассказывают восхищённым зрителям и слушателям, о своих трудностях, с которыми им пришлось встретиться. И только единицы из многомиллиардного человечества посвящают свою жизнь этой, казалось бы немыслимой по сложности и трудности работе. Но что интересно в этой работе. Когда человек бесповоротно решился на это восхождение, тогда скала сама помогает ему, формируя для него трещины, за которые он может ухватиться руками и выступы, на которые он может поставить свою ногу.