Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

МЕДИТАЦИЯ

--

 

Механизм захваченности и медитации – один и тот же, но в одном случае человек захвачен духом низшей природы и её материальными проявлениями, а в другом – человек захвачен духом истины, которая имеет свою цель, отличную от целей низшей природы. Это кажется невозможным, так как в Божественной эволюции не могут быть противостояния сил и процессов. Божественный не противостоит самому себе даже в малом. Тогда как можно понимать те разрушения и ту ложь, которыми заполнен современный человеческий мир? Это можно объяснить неведением, которое укутывает каждую индивидуальность, не позволяя ей знать не только своё истинное предназначение, но и истинный смысл того, что эта индивидуальность делает. Каждая индивидуальность входит в какое-то объединение, которое в свою очередь укутано своим неведением, не позволяющим осознавать предназначение этого объединения и целей его деятельности. Практически, неведение сопровождает всю иерархию жизни и духа вплоть до вершины пирамиды жизни во Вселенной, которая одновременно является и вершиной духа. Во Вселенной ничто не бывает случайным, поэтому неведение так же необходимо, и этому есть две причины. Во-первых, неведение создаёт иллюзию индивидуальности, отделённости, без которой невозможно развитие индивидуального сознания. Во-вторых, неведение не позволяет эволюционирующему  сознанию осознавать своё предназначение до тех пор, пока оно не будет к этому готово. В-третьих, неведение является средством в духовной эволюции сознания, преодолевая которое духовный искатель, приобретает необходимые структуры и качества, характерные для более высокого уровня сознания. Неведение – это не аморфная оболочка индивидуального сознания, одинаковая по своей структуре в различных её частях. Неведение – это неоткрытые возможности, которые открываются только тогда, когда человек готов к этому. Таким образом, неведение – это не только незнание, но и невозможность понимать, действовать. Но что необходимо, чтобы возможность открылась? Созвучие с ней. Очень интересно! А как человеку, избравшему для себя внутренний путь, сделать себя созвучным той возможности, которая соответствует направлению его пути? На эту тему можно задавать ещё множество других вопросов и не получать правильного ответа, потому что правильные ответы могут быть только на правильные вопросы. Сам человек никогда не проявит какой бы то ни было активности, если у него не будет к этому побуждений. Само по себе знание не может быть причиной побуждения, потому что в знании не содержится цели. Побуждение – это зов, который может придти из внешнего мира, в котором каждый соблазн пытается обратить внимание человека в свою сторону и своими влияниями, «зовёт» его. Когда человек говорит, что он чего-то хочет, то это означает, что он услышал зов и откликается на него. Откликаются на зов соблазнов внешнего мира возможности, которые заложены в человека природой. Для того, чтобы человек избрал для себя внутренний путь, ведущий за пределы соблазнов внешнего мира, необходимо, чтобы зов пришёл из его истинного сердца, которое не только знает направление, где находятся необходимые для раскрытия возможности, но и что необходимо сделать, чтобы их раскрыть. Для того, чтобы всё это стало возможным, истинное сердце человека подготовит его сознание, в котором переориентирует взгляд на ценности внешнего мира. После чего многие значимости, прежде бывшие опорой и смыслом жизни, станут незначимыми и пустыми. А так как для каждого человека важна какая-то центральная значимость, определяющая смысл его жизни, то в этом случае, побуждаемый своим истинным сердцем, человек начнёт искать то, что может заменить его прежнюю центральную, основную значимость. На первых порах этот поиск полон неопределенности, так как человек может не знать чего же он ищет, но тем не менее поиск продолжается, так как прежние ценности постепенно всё больше теряют своё значение и необходимо найти то, что может их заменить. При этом истинное сердце, или Психическое существо, которое иногда называют истинным «Я», продолжает менять мировоззрение человека, переставляя в нём ценности, этим самым меняя направление интересов человека во внешнем мире. При этом происходит не только изменение отношений к прежним ценностям этого мира, но и появляются новые интересы, постепенно приближающие человека к основному направлению, в котором находится первая необходимая для внутренней работы возможность. Мы говорили о том, что эта возможность откроется, когда человек будет готов к этому. А теперь мы увидели, что всю заботу по подготовке человека к духовному пути взяло на себя Истинное «Я» человека. И тогда для нас очевидным становится правильный вопрос о том, кто или что будет побуждать человека к духовной работе. Но мы уже знаем ответ на этом вопрос. Более того, мы уже догадываемся, что Истинное «Я» человека будет и в дальнейшем вести человека по внутреннему пути, потому что человек такое существо, которое постоянно нужно побуждать, чтобы он двигался в каком-то направлении.

Теперь мы можем для себя ответить и на вопрос: почему большинство людей в мире привязаны к ценностям этого мира? Потому что мир побуждает их к этому. Он их готовит, воспитывает, направляет и однажды они осознают, что смысл жизни заключён в ценностях этого мира. После этого они уже ничего не будут искать, так как всё, что им нужно есть в этом мире. Всё, что их окружает и то, о чём они могут знать – это всё соблазны, излучающие влияния, привлекающие внимание человека. И для того, чтобы человек полностью стал принадлежать этому миру, необходимо, чтобы в нём прозвучал ответный отклик на эти влияния, этот отклик человек осознает, как «я хочу». Со временем, когда «я хочу» будет неоднократно удовлетворяться, привязанность к соблазнам мира будет нарастать. И однажды, он будет полностью распят в этом мире. У него не останется каких-то возможностей, не зависящих от ценностей материального мира. И кажется, что на этом эволюция сознания человека завершилась и у него уже никогда не появиться надежда на исполнение своего Божественное предназначения на Земле.

Всё, о чём только что было сказано, на самом деле не является так фатально неизбежным, как это кажется на первый взгляд. Для Истинного «Я» человека не существует препятствий, которые смогли бы помешать ему, выполнить своё предназначение в человеческом существе. Описанные здесь обстоятельства были возможны только потому, что истинное «Я» человека было ещё недостаточно зрелым и, поэтому, не имело достаточно силы, чтобы трансформировать человеческое сознание и изменить его мировоззрение. Но со временем, переходя из одной человеческой жизни в другую, истинное «Я» человека становится достаточно зрелым, чтобы не только влиять на сознание человека, но и изменить его мировоззрение, что приводит к изменению не только отношения к ценностям этого мира, но и к смыслу своей жизни.

Мировоззрение человека всегда содержит в себе соответствующее ему намерение, очень важной особенностью которого является то, что оно содержит в себе поток энергии, направленный на те объекты, которые находятся на путях реализации намерения. Поток энергии намерения – это не просто энергия, имеющая определенное направление, но в нём содержится знание, определяющее смысл существования этого потока и его реализации. Достигая определенной степени интенсивности, поток намерения осознаётся человеком как побуждение, которому он, нередко, противостоять не может. И это, невольно порождает вопрос: кто же тогда формирует намерение, если человек не может противостоять ему? Ведь кто-то стоит у истоков намерения и, следовательно, является его хозяином.

Каждая вещь и каждый живой организм имеют своё намерение, которое как гравитация притягивает к себе намерения всех возможных объектов, окружающих этот объект. Все объекты мироздания соединены потоками намерения, которые несут в себе информацию о своей структуре и о своём предназначении. И даже изделия, созданные людьми и кем угодно ещё, так же излучают в окружающее их пространство потоки намерения. Когда я говорю, что намерения объектов притягивают к себе намерения других объектов, то имею в виду, что они притягивают не объекты, а их намерения – другими словами, порождают в них созвучные вибрации. Происходит своеобразное заражение намерениями. На неживых объектах это заражение остаётся в виде отпечатков, происходящих вокруг событий, а живые объекты осознают это заражение как нечто, привлекающее их внимание. Человек наиболее эффективно воспринимает намерение объектов, когда пассивен и не имеет своего осознанного намерения. Находясь в таком состоянии, человек становится объектом, которым управляет внешний мир с его соблазнами. При этом, соблазнами является всё, что окружает человека и что может хоть как-то влиять на него. И тогда жизнь человека становится сравнимой с броуновским движением молекулы. Намерения имеют не только материальные объекты, но и любые идеи и вообще информация, заполняющая современный мир. Но, в конечном счете, источником этих идей и информации являются люди.

Если бы этот проявленный мир был заполнен только намерениями объектов, принадлежащих этому материальному миру, то это создало бы своеобразную замкнутую, неэволюционирующую систему и тогда жизнь на Земле потеряла бы свой смысл. Всё предельное, ограниченное, конечное, каким бы великим оно ни было, не имеет смысла, если оно не является частью беспредельного, безграничного. Любая цель человека, имеет только тогда истинное значение, если после её достижения она имеет своё продолжение. И эта цель не должна быть замкнута на самую себя. Цель не может существовать ради цели. Если вы найдёте обывателя, который согласится отвечать на ваши вопросы о цели того, что он делает, то очень скоро вы убедитесь, что такая жизнь, какой представляет себе обыватель, не имеет смысла, даже если она и выглядит успешной. Задавайте одни и те же вопросы

– Для чего вы работаете? – Спросите вы.

– Для того, чтобы жить, – ответит он.

– А для чего жить? – Снова спрашиваете вы.

– Все живут, вот и я живу. Если я не буду работать, то мне не на что будет купить еду, – ответит он.

– Но живут не только люди, но и всякие животные, насекомые, растения, и даже болезнетворные вирусы. –

– Смысл вашей жизни и, предположим, насекомых-паразитов – один и тот же? Они ведь тоже живут, и их паразитизм – это всё, что они умеют делать, чтобы жить.

– Ну, они паразиты, а я работаю, чтобы заработать на жизнь. Поэтому, сравнение с паразитами неуместно.

– Я не хотел вас обидеть, но не кажется ли вам, что у вас одна и та же цель – жить ради жизни.

– А ещё какая может быть цель? Вон в библии бог сказал человеку, когда выгнал его из рая, – «Плодитесь и размножайтесь», а для этого надо жить, вот я и живу.

– Значит ваша цель, как человека, та же самая, что и у насекомого?

– Вы всё пытаетесь сравнивать меня с насекомым, а я всё-таки человек.

– Я не вас сравниваю с насекомым, а смысл ваших жизней.

– Тогда, возможно, у всего живого одна и та же цель, и у меня тоже – всё живое хочет жить.

На этом диалог с этим человеком, пожалуй, может и закончиться, но у других людей мы можем услышать и продолжение. Например, для них смысл жизни может заключаться во власти, которая даёт им наслаждение и ещё множество других приятных состояний, которые невозможно испытать, не имея власти.

– А для чего ещё вам нужна власть?

– А что, разве этого мало? Когда тебе все подчиняются и готовы во всём угождать, потому что ты их господин. Ну и существует социальная иерархия власти со своей вершиной, к которой стремится каждый человек. Да, именно так – каждый человек. Разве в личных отношениях, и не важно, в семье ли это, или в дружбе, и в любых других отношениях, не существует стремление превзойти другого человека, выглядеть более значимым, чем кто-то другой? Такова человеческая природа – все хотят хоть в чём-то иметь власть над другими людьми и даже животными.

– Но власть – это ответственность перед теми, над кем вы властвуете.

– Это так было когда-то, сейчас – это только необходимость, которой можно следовать в минимальной степени. Не для того же человек стремится к власти, чтобы обслуживать подвластную ему толпу. У власти другие цели.

– Хорошо, вы поднялись на вершину власти, а дальше что? У меня в психиатрической больнице был больной, который уверял меня, что он является главнокомандующим войск всей Вселенной. Он был очень горд этим званием. А вам никогда не пережить то, что переживал он, и для вас будет вечная неудовлетворённость тем пределом возможностей, которого вы достигнете в течение своей очень короткой жизни. Короткой не потому, что вы умрете раньше времени, а потому что человеческая жизнь действительно, очень короткая. Правда, вы это осознаете, когда жизнь подойдёт к своему концу. Кстати, смерть уравнивает нищего с богатым, раба с его господином. Только с той небольшой разницей – нищему и рабу не жаль расставаться со своим нищенством и рабством, в то время как богач и имеющий власть, расстаётся с тем, к чему вожделел всю свою жизнь.

Зная всё это, нетрудно придти к мысли, что жизнь для самого себя – бессмысленна, так как она имеет свои пределы. Да и желания человеческие и способности наслаждаться так же имеют свои пределы, хотя стремления к реализации желаний и наслаждений – беспредельны. Такого рода ограниченность человека связана с тем, что он не предназначен для удовлетворения своих собственных прихотей, и жизнь его имеет хоть какое-то оправдание, если он живёт не для себя, а для других. Но и человеческие союзы, будет ли это семья, или какое-то более крупное объединение, не могут жить для себя. И даже в тех случаях, когда человек отдаёт свою жизнь ради материального блага всего человечества – это всё ещё не является истинным смыслом его жизни, хотя в какой-то мере приближает человека к нему. Всё имеет своё предназначение и свой смысл, которые, если они истинны, не имеют ни временных, ни пространственных пределов. Существует бесконечный поток Божественного намерения, и человеческая жизнь только тогда приобретает свой истинный смысл, когда намерение человека совпадает с намерением Бога.

Большинство людей, независимо от своего социального положения, живут в этом материальном мире с его ценностями, как в неком замкнутом пространстве, в котором любые цели имеют своё начало и конец, не выходя за его пределы. Уже древнее человечество, для которого небольшой известный им клочок земли был для них всей вселенной, со светилами над их головой, стремились расширить известные им пределы реальности. И есть даже рисунок, дошедший до наших дней, в котором человек дошёл до края земли и увидел, что за пределами известного есть многое им не познанного. И это было время, когда человеческий дух пытался не только проникнуть за пределы известного, но и понять смысл всего сущего. Подавляющее большинство современного человечества живут так, как будто жизнь на Земле возникла случайно, и случайно на нашей планете существуют сотни необходимых для существования жизни условий вплоть до субатомных структур. И, зная всё это, человек не хочет, именно не хочет, осознать, что жизнь на Земле – это космическое явление и имеет вселенский смысл. Человек не хочет знать этого, потому что боится осознать свою ответственность не только перед Землей, которая создала все необходимые условия для выполнения им своего предназначения, но и перед собой. Он не хочет знать о своей космичности, потому что это накладывает на него очень большую ответственность. Он хочет оставаться в неведении, которое позволяет ему проявлять свою разрушительную вседозволенность. Действительно, если жизнь возникла случайно, то человек за свои дела ни перед кем ответственности не несёт.

Но Земля не является замкнутым пространством, отделённым от жизни космоса, и заполнена вибрациями намерений, как низших, так и высших планов сознания, что даёт возможность человеку выбора путей, одни из которых ведут к деградации, а другие соответствуют Божественному предназначению человека. Влияние вибраций намерений, приходящих из других планов сознания в сферу Земли, воспринимаются человеком, как определенные состояния, влечения или интересы. При усилении этих влияний у человека возникают соответствующие побуждения. В подавляющем большинстве случаев люди не осознают вибрации, приходящие из высших планов сознания, и причиной этому являются нераскрытые в человеке соответствующие возможности.

Неведение всегда связано с нераскрытыми возможностями, а мировоззрение с определённым набором возможностей открытых, что порождает сразу два вопроса: во-первых, что необходимо для раскрытия возможностей? И, во-вторых, как закрыть нежелательные открытые возможности? Существует необходимый набор открытых возможностей, с которым люди рождаются. Это обусловлено не только генетической предрасположенностью, что, конечно же, имеет большое значение, но и условиями внутриутробного развития от зачатия и до рождения. Но об этом мы уже много раз говорили в прежних беседах и, поэтому здесь останавливаться не будем. Есть ещё один важный фактор, влияющий на раскрытие возможностей человека и его судьбу – это Психическое существо человека или его истинное «Я», которое входит в человеческую жизнь в состоянии различной зрелости, в зависимости от опыта прошлых воплощений. Примером может быть Шри Рамана Махарши, получивший просветление на семнадцатом году жизни. Раскрытие возможностей возможно с использованием внешних средств, и влиянием истинного «Я» человека на его сознание и мировоззрение. Внешние средства влияют на человеческое сознание и мировоззрение одновременно двумя путями. Во-первых, через его органы чувств – здесь речь идёт в первую очередь о средствах массовой информации. Во-вторых, через намерение вещей, которые окружают человека. Намерение вещей вначале проявляет себя как смутное, едва заметное влечение, которое ещё и желанием назвать трудно, так как оно очень слабо выражено. Если человек достаточно бдителен и восприимчив, то он может осознать в себе влияние этого намерения в самом начале его проявления, чаще всего в области груди, иногда ниже – в области солнечного сплетения. В этот период, иногда достаточно внимания, имеющего определенное намерение, в котором человек негативно относится к проявляющемуся влечению, чтобы влечение исчезло. Это можно рассматривать, как встречу двух намерений и их взаимодействие, приводящее к победе одного из них. Если же человек недостаточно бдителен и восприимчив, то он может прозевать появление влечения, и когда оно усилиться, и будет осознаваться как императивное желание, то в этом случае человеку придётся прилагать значительно большие усилия, чтобы преодолеть его.

Обычно, более высокие возможности открывает Психическое существо или истинное «Я» человека, постепенно меняя отношение человека к реальности этого проявленного мира. В то же время низкие, деструктивные возможности человека открываются влияниями низшей природы. И для этого используются различные внешние соблазны и внутренние влечения и побуждения, вызываемые силами низших планов сознания. Что интересно, так это то, что захваченность соблазнами внешнего мира и медитативные состояния, которые человек испытывает на путях восхождения сознания, имеют один и тот же механизм – человек должен войти в поток намерения, источником которого может быть или внешний мир, или же более высокие планы сознания. Чтобы войти в какой-либо из этих потоков необходимо стать созвучным им. Именно поэтому быть захваченным соблазнами внешнего мира неизмеримо легче, чем потоком намерения, источником которого является более высокий план сознания. Дело в том, что человек живёт в этом материальном мире с его соблазнами, постоянно взаимодействует с ним, и уже со дня своего рождения постепенно настраивается на созвучие с ним. В то же время более высокие планы сознания имеют высокую частоту вибраций, непривычную для человека, так как эта частота ассоциируется у него с глубоким покоем, что очень редко переживается человеком в неспокойном материальном мире. Состояние глубокого покоя – это состояние полной пробуждённости и не похоже ни на состояние безразличия ко всему, ни на состояние сонливости, которое бывает у человека при переходе от бодрствования ко сну. Но в любом случае, прежде чем быть захваченным вибрациями намерения внешнего мира или же стать созвучным состояниям высших планов сознания, необходимо прежде остановиться и сосредоточиться на тех состояниях, которыми хочешь быть захваченным. С вибрациями намерения материального мира всё очень просто, потому что для захваченности человеку нет никакой необходимости прилагать усилия воли и концентрироваться на его соблазнах. За человека это сделает низшая природа, так как и внешний мир и человек являются её инструментами. Труднее отдаться захваченности намерению, источником которого являются высокие планы сознания. Для того, чтобы это стало возможным, человеку необходимо сосредоточиться или в области Аджна чакры – в центре головы или в области Анахата чакры – позади сердца. Всё зависит от цели медитации. В первом случае вы можете попасть в сферу ума, например, с целью остановить его. Во втором случае вы можете попасть в пространство, которое является храмом вашего истинного «Я» с целью единства с ним. Сосредоточение при этом должно быть достаточным по длительности и непрерывности. Дело в том, что низшая природа не заинтересована в такого рода медитациях человека и каждый раз, когда вы будете пытаться это сделать, она будет устраивать вам всевозможные препятствия. Этими препятствиями могут быть физические неудобства положения вашего тела, воспоминания, какие-либо внешние отвлекающие моменты. Сама по себе концентрация внимания сходна с неподвижным стоянием у двери, которая должна открыться, когда вы станете созвучным ей. Вы должны при этом иметь терпение и настойчивость, чтобы ни на мгновение не отвлекаться, иначе ваша внутренняя неподвижность будет разрушена и вам всё ваше «стояние у двери» придётся начинать сначала. При концентрации внимания, когда вы удерживаете его неподвижным, к вам приходят знания, что вы можете своё внимание удерживать с ещё большей неподвижностью и, при этом, вы получаете возможность это сделать. Оставайтесь внимательными и неподвижными, и однажды вас захватить поток намерения более высокого плана сознания и перенесёт на другую сторону фокуса вашего внимания, в другое пространство, в котором низшая природа теряет над вами власть. Вокруг вас возникнет плотная тишина и уже ничто не будет вас отвлекать. Вот только теперь вы находитесь в состоянии медитации. Многие люди, концентрируясь на какой-либо мантре, идее, объекте, заявляют, что они медитируют. Но это не так, так как медитация – это переход из привычной реальности этого мира в реальность иную, имеющую свои законы. Например, чтобы передвигаться в этом проявленном мире в направлении какого-либо объекта, необходимо делать определенные физические усилия. В то же время, чтобы передвигаться на другом более высоком плане реальности в направлении какого-либо объекта, необходимо для этого стать с ним созвучным.

Есть одна интересная особенность, имеющая прямое отношение к медитации. Суть её состоит в том, что какая-то часть человеческого сознания находится в хроническом состоянии медитации, например, на более высоком плане сознания, а вся остальная часть сознания продолжает пребывать во внешнем материальном мире с его ценностями и соблазнами. То же самое может происходить и с хроническим состоянием захваченности, какими-либо ценностями внешнего мира. Захваченность – это соединение человеческого намерения с каким-то аспектом намерения низшей природы, а для человека, идущего духовным путём, соединение его соответствующего намерения, с потоком сознания, нисходящем из высших планов сознания.

Для нас очень важно знать, как формируется эта связь, потому что, зная это, мы можем или способствовать состоянию захваченности, или же препятствовать формированию этого состояния. Дело в том, что сформированное единство намерения человека с каким-то аспектом намерения низшей или высшей природы, уходит в области подсознания и в дальнейшем определяет направление всей человеческой жизни. Всё, что уходит за пределы человеческого осознания, выходит из-под контроля его воли и уже не управляется им. Напротив, сформированный глубинный поток намерения, подчиняет все поверхностные временные потоки намерения, прежде проявлявшиеся в различных интересах человека. Каждое событие, в котором участвует человек, после своего завершения, оставляет в человеке свой след. Это можно сравнить с кометой, головную часть которой можно сравнить с событием, а хвост кометы с остаточным следом этого события. Например, если человек употребил какой-то алкогольный напиток, то его след будет обнаружен в крови этого человека ещё восемнадцать дней спустя.  Если следующее аналогичное событие попадает на хвост предыдущего, то на психологическом и физиологическом уровнях, образуются соответствующие связи. И чем чаще происходят такого рода совпадения, тем глубже след от этих событий. И однажды будет пройдена черта невозврата, когда образовавшийся след уже не зарастает и периодически или постоянно напоминает человеку о своих приоритетах. Сформировавшуюся у человека зависимость можно сравнить с источником, который периодически или постоянно напоминает человеку о необходимости его утоления. И это, разумеется, касается не только употребления алкогольных напитков, но каких угодно событий, которые формируют в человеке привычки, привязанности, зависимости, потребности, стремления. Часто удовлетворяемы родственные интересы, так же оставляют, после определенного количества событий, достаточно глубокий след, который будет в дальнейшем требовать от человека повторного удовлетворения подобных интересов. Так человек становится потребителем, коллекционером, последователем какой-либо идеи или учения, и так человек становится духовным искателем. И чем глубже след оставили в человеческом сознании какие-либо идеи, события, интересы, тем в большей степени они будут определять дальнейшую судьбу человека.

Всё сказанное здесь, помогает осознать необходимость поддержки внутренних состояний, формирующих в человеке на поверхности его индивидуальности, высокий дух, стремление ко всему возвышенному, благородному, чистому, человечному, формирующим, в том числе духовные устремления человека, которые однажды станут смыслом жизни человека.

Но эти внутренние состояния, рождённые в единстве человеческого намерения и намерения низшей природы, или намерений природы высшей, начинают постепенно угасать, если человек не утоляет их жажду, что в человеке проявляется как снижение его определенных интересов. Со временем они могут полностью угаснуть, оставив после себя своеобразную ностальгию. Правда, при повторных, аналогичных событиях, они сравнительно легко восстанавливаются, что имеет важное значение для любой человеческой судьбы.