Итак, мы знаем, что такого мира, каким мы его воспринимаем, не существует. Не существует потому, что материя не имеет тех качеств, которые мы воспринимаем. А воспринимаем мы только волны вибраций, идущих во все стороны от бесчисленных энергетических структур, которыми стал Бог. Вся Вселенная – это только разумная энергия, которая должна была бы осознаваться, как пустое бескачественное пространство. Но бесчисленные формы жизни воспринимают её, как реальность, имеющую адекватные для них, качества. Восприятие реальности мира и присвоение ей определённых качеств происходит при помощи определённых генетических программ для каждой формы жизни. Причём, воспринимается не только то, что необходимо для жизни, но и та часть реальности, которая необходима для взаимодействия. Если бы это было не так, то для пчелы или шмеля не было бы необходимости видеть людей или другие объекты, которые не являются необходимыми для их существования. Можно сказать, что каждому виду живых существ даны не только программы восприятия, но и программы возможного взаимодействия.
Но в нашей разумной Вселенной каждый объект имеет свою определенную цель, и всё сущее находится в одном общем потоке цели. Но если присмотреться к этому потоку, то можно увидеть, что в нём есть центральная часть, имеющая своё определённое и неизменное направление и части поверхностные, направления которых кажутся хаотичными. Я говорю, кажутся, потому что в этом общем потоке цели всей разумной Вселенной нет ни одной части, которая была бы независимой от её общего потока. Общий поток цели Вселенной можно рассматривать, как дерево жизни, на котором множество малых и больших ветвей – возможностей, растущих в различных направлениях, и некоторые из них, растут в противоположном по отношению к стволу, направлениях – т. е. если ствол тянется к небу, то ветви могут расти и в направлении к земле.
Мы говорили, что в каждом живом организме существуют на генетическом уровне программы восприятия реальности мира, придающие этой реальность определенные качества. И есть одна основная внешняя программа и множество других сопутствующих ей программ, которые определяют цель, способы и смысл всех взаимодействий между объектами реальности мира. Каждый человек и любое другое живое существо в этом потоке занимает своё место, и действует во внешнем мире в соответствии с этой программой. При этом, человек присваивает направления и цели своих действий, хотя каждое его действие, его предпочтения, желания и даже каждая его мысль определяются программами, не принадлежащими ему. Человек – только часть Божественного потока эволюции сознания, и пути, в направлении которых ведёт его судьба, определяются не им. И совсем неважно, что об этом человек думает, он может проявлять любые формы активности только в направлении той части потока жизни, которая определена для него. Большинство людей могут это осознать, только оглядываясь в своё прошлое.
Исходя из этого, мы можем понять, что смысл человеческой жизни определяется не его поступками, которые определяются программами природы, а его отношением к поступкам и осознанием этих отношений. Универсальная природа предлагает человеку одновременно две программы, определяющие его пути. Одна из них ведёт его к совершенству сознания, другая же – к его разрушению. И какое бы направление человек не избрал – оно изначально было предопределено природой. Не следует думать, что каждый человек и вообще каждое живое существо, прежде чем сделать выбор, стоит и думает «пойти направо или налево». Внутреннее отношение человека или его состояние, предшествующее его следующему шагу, и определяет, что будет его неосознанным выбором, в каком направлении он будет двигаться. Но внутреннее отношение становится неизмеримо более ценным, если человек осознаёт его, этим самым, поднимаясь над возможностью выбора и возможностью определенных действий. Одни и те же иллюзии мира в зависимости от внутреннего состояния человека и его отношения к воспринимаемой им иллюзии привязывают человека к проявленному миру и делают его рабом ценностей этого мира; и эти же самые иллюзии для человека, отношения которого к реальности мира основывается на его истинной части – его душе, служат ступенями восхождения его сознания. Осознавая свои состояния, человек невольно оказывается под влиянием своего истинного «Я», что и определяет его действия во внешнем мире. В этом случае человека можно рассматривать не как инструмент низшей природы, но как сознательный сотрудник Божественного на пути восхождения сознания.