Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЧТО ТАКОЕ СОН

Петр Зорин

Человека делает Человеком не умение говорить или что-то делать своими руками, и не его вертикальный способ передвижения – человек способен осознавать своё взаимодействие с реальностью внешнего мира и свои состояния, возникающие в период этого взаимодействия. Чтобы осознавать свои состояния, возникающие при взаимодействии с реальностью мира, необходимо быть несколько отстранённым от того, что осознаётся. При захваченности любыми событиями, происходящими в этом мире или состояниями, порождаемыми этими событиями, – человек несознателен, потому что им в это время руководят внешние влияния или его собственные состояния. Именно в это время человек подобен животному, вниманием которого управляет внешний мир. А там уже можно говорить о том, насколько умным является то или другое животное. Например, попугай или ворона могут научиться говорить на человеческом языке и использовать его в какой-то мере адекватно ситуации, если их обучали правильно. Растения могут чувствовать эмоциональные состояния и намерения человека, и не только человека, но и вредителей насекомых и адекватно реагировать на них. Правда, человеку они бессильны противостоять, но этому двуногому паразиту совершенно безразличны переживания живых организмов, как и любому другому ничтожеству, которое живёт во имя собственного блага. Конечно, не всем понравится такое суждение о человеке, но если посмотреть на него с позиции Земли, то он не только паразитирует на ней, ничего, кроме ядовитых отходов, не давая взамен, но и продолжает считать себя человеком разумным и даже гуманным существом. И он почему-то недоволен теми мириадами паразитов, которые поселились в его теле, живут за счёт его, и даже пытается избавиться от них, сам при этом, продолжая оставаться паразитом. Это свидетельствует только о том, что человек – всё ещё несознательное существо, как и другие менее совершенные формы жизни. если бы он был сознателен, то он бы осознал, что вселенная основана на принципе жертвенности и наибольшую жертву принёс Божественный, создав из себя всё сущее Абсолюта. Но любая жертва на осознанном уровне совершается ради чего-то более великого. Божественный принёс себя в жертву всему сущему во Вселенной ради восхождения сознания, что более ценно, чем принесённая жертва. Земля приносит себя в жертву человеку ради роста его сознания, но совсем не ради его материального блага и удовольствий. Но человек всё ещё спит, подобно животным. Хотя среди многих миллиардов человеческих тел иногда слышны голоса, спрашивающие о смысле жизни. Но чаще всего, спросившие только на время открывают глаза своего сознания, чтобы в следующую минуту снова закрыть их, так как неведение для них привычнее, чем осознанная пробуждённость. 

Пробуждение – это, в конечном счёте, восхождение по ступеням сознания. Хотя низшая природа использует все свои возможности, чтобы не позволить человеку проснуться. И, кажется, что это противоречит замыслам Божественного. Но, в действительности, в этом нет никакого противоречия, потому что пробуждение человека возможно только в том случае, если он для этого сделает осознанные направленные усилия. Ему необходимо преодолеть в себе низшую природу, и именно это усилие и является необходимым для начала его трансформации и пробуждения.

Когда человек поймёт, что низшая природа не противостоит ему, но каждый раз создаёт для него те препятствия, преодолевая которые он сможет стать более совершенным, то низшая природа станет его другом и советником. Тогда человек осознает, что низшая природа при помощи различных внешних средств, которые, очень часто, религиозными людьми называются соблазнами, указывает ему на те его части, с которыми он должен работать. Другое дело, если эти соблазны ему нравятся, и он не спешит расстаться с ними. Только в этом случае низшая природа может удерживать его, используя соблазны, и делать это она будет потому, что он ещё не готов для следующего шага.

Низшая природа может соблазнять человека только потому, что он не научился управлять принадлежащим ему вниманием и предоставил это делать низшей природе. И человек будет принадлежать ей, или быть её частью до тех пор, пока не станет владыкой своего собственного внимания. При этом человек должен знать, что низшая природа проявляет себя не только соблазнами внешнего мира, но и различными проявлениями его собственной низшей природы, которая выражает себя в его желаниях, стремлениях, побуждениях и различных эмоциональных состояниях. Она выражает себя и в различных ментальных идеях, мнениях и догмах. И человек должен быть максимально пробуждённым, чтобы осознать проявления низшей природы во всех её аспектах.

Шри Ауробиндо говорил он необходимости остановки ума. Действительно, когда человек начинает исследовать его активность, то обнаруживает, что его ум только и занимается тем, что привязывает его к низшей природе. Он постоянно чем-то занят, и в его занятости он не малое время уделяет прошлому, оценкам настоящего и предположениям, направленным в будущее. Но вся его активность не выходит за пределы низшей природы человека. Более того, он препятствует нисхождению в человеческое существо более высоких планов сознания.

Человеку дано два внимания. Одно из них внешнее, связанное с проявленным миром, а другое – внутреннее, обращённое к внутренней реальности. Но так как пробуждение связано с устойчивым осознанным внутренним вниманием, то низшая природа прилагает усилия, чтобы вся энергия внимания человека была использована его внешним вниманием. И в этом человек так же должен делать над собой определенные усилия, чтобы энергию внимания использовать для своих внутренних осознаний.

Опубликовано