Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСОТЯНИЯХ

Петр Зорин

Когда мы читаем в литературе, что идеи правят миром, то с этим можно согласиться только частично, потому что любая мысль и любая идея – это только преходящая причина, не имеющая ни какой силы, если её отделить от состояний, которые порождаются ими. Мысли и идеи только включают определенные состояния, которые иногда кажутся нам неадекватными этим влияниям, так как ответные внутренние реакции человека во многом зависят от особенностей его мировоззрения. Состояния человека совсем не обязательно должны быть эмоциональными ответными реакциями на различные внешние влияния. Желание или нежелание чего-либо – это тоже состояния, физическое здоровье или болезнь так же порождают соответствующие им состояния. Состояние безобъектной любви или ананды, и состояние глубокого внутреннего покоя, или радости жизни. Всё это может и не иметь внешних причин и в то же время переживаться человеком более или менее ярко.

Состояния – это почва, на которой растут человеческие идеи, определенные направленные стремления и надежды. И в то же время состояния являются своеобразными призмами, преломляющими реальность этого мира под определенным углом, который для различных людей различен. Состояния определяют оценку прошлых событий, выбор путей в настоящем и стремление к определённому будущему. И, состояния определяют способ выражения себя при взаимодействии с внешним миром. Но и слова, и идеи, выраженные в словах, со временем становятся удобрениями для состояний и постепенно меняют их окраску и направление.

Наблюдая за своими состояниями, человек может осознать, что каждое из них, захватив внимание человека, суживает его сознание на каком-то одном направлении, лишая его способности видеть другие направления и делать адекватный выбор взаимодействии с окружающей его реальностью. Более того, внутренние состояния определяют все грани человеческой жизни, даже время наступления его смерти, которую мы называем естественным концом человеческой жизни. И, действительно, человек умирает тогда, когда его захватывает состояние сдачи, покорности перед надвигающимся концом жизни. Правда, иногда смерть приходит к человеку исподволь, не спеша, подкрадывается и, обманув его, овладевает им, не давая ему возможности понять, что же произошло.

Как действует при этом смерть? – Она постепенно лишает человека воли, и это он осознаёт, как желание отдохнуть и не делать то, что он всегда прежде делал. Постепенно шаг за шагом она суживает круг его интересов, и многое из того, что прежде было обязательным, теряет свою актуальность. Сужение круга интересов ведёт к тому, что человек не может, да и не хочет воспринимать что-либо новое, теряет гибкость отношений, которые приобретают крайние черты. При этом всё, что человек воспринимает, оценивается им полярно, т. е. в чёрно-белых тонах, и в этом двухцветном мире преобладает чёрный цвет. Даже прошлое, за редким исключением, приобретает более тёмные оттенки, а будущее представляется лишённым проблесков света.

Почему так происходит? – потому что смерть вырывает листы из чековой книжки энергии человека – она постепенно лишает энергии те его возможности, которые он считает второстепенными. А так как каждая возможность человека – это музыкальный инструмент оркестра его личности, то такой оркестр состояний постепенно становится всё более бедным в своём звучании. И, однажды, оркестр превратиться в монотонное соло, какого-либо одного инструмента физиологических потребностей.

Возможно ли противостоять этой фатальной неизбежности? – Возможно, но, только преодолевая своё тамасичное состояние, и нежелание что-либо делать. Мы должны помнить, что любые наши неиспользуемые возможности со временем закрываются, а органы, через которые эти возможности могли прежде реализовать себя – атрофируются.

Но вернёмся к спектру состояний, которые позволяют личности не только быть многогранной, но и управляют ею при её взаимодействии с реальностью внешнего мира. Понимать истинное значение состояний очень важно, так как состояния несут в себе не только направление, в котором человек может проявлять свою активность, но и энергию, необходимую для неё. И эта энергия необходима для человека не только для его активности во внешнем мире, но и для удержания отражения этого мира в его памяти и даже для удержания смысла слов, следующих друг за другом в определенной последовательности. Без энергии состояний, у человека рассыплется не только схема или модель внешнего мира, но и фразы потеряют свой смысл, и любые идеи останутся для человека за гранью их понимания. Всё здесь сказанное должно привести нас к мысли о важности состояний, переживаемых человеком, и даже необходимости воспитании состояний, что во многом будет определять смысл и цель его жизни.

Наиболее глубокий поток состояний является опорой человеческого бытия, так как основная его цель и смысл – это сохранение человеческой жизни. Все потоки состояний, находящиеся выше его – представляют собой только его спектр, и предназначены обеспечивать адекватность человека в постоянно меняющихся обстоятельствах. Когда мы говорим, что состояние – это поток, имеющий определенную направленность, и реализующий себя во взаимодействии человека с внешним миром, то имеем в виду, что он является проявлением какой-либо из многих открытых возможностей. Другими словами, каждая возможность – это не только грань личности человека и не только функция, необходимая для его физического выживания, но и источник энергии, которая осознаётся человеком, как определённое эмоциональное состояние или стремление. На самой поверхности этого потока бродят волны различных эмоций, желаний, побуждений, связанных с непосредственными контактами с реальностью проявленного мира. Ключом, открывающим различные уровни потоков возможностей, являются слова и образы, рождающиеся в человеке в определённых обстоятельствах. Любые события, происходящие в человеческом окружении, становятся для него реальностью только тогда, когда отражаются в нём в виде зрительных или чувственных образов. Человек воспринимает мир, как реальность, внутри себя и источник эмоциональной окраски этой реальности, так же находится в нём самом.

Одной из важных особенностей состояний, порождаемых открытыми или открывающимися возможностями, является их спектр, определяющий уровень сознания человека. У одних людей преобладают состояния, имеющие низкие вибрации, у других – высокие, и есть ещё множество переходных вариантов между ними. В зависимости от того, какая часть спектра состояний преобладает, в человеке доминируют соответствующие ей интересы, способы взаимодействия с реальностью мира, и даже словарный состав речи, используемый при общении с другими людьми. В одних случаях человек может видеть во всём только тёмные стороны реальности, в других – светлые или же что-то между ними. Злобность, гневливость, безжалостность, злопамятность, зависть, ревность, страх, стремление к наживе, выгоде, отрицание всего высокого, крайний эгоизм и неспособность к состраданию – это всё проявления низких состояний. И в то же время, стремления к знаниям, щедрость, готовность помочь нуждающимся в помощи, сострадание к обездоленным, отсутствие стремления к власти, патриотизм, чувство долга, готовность жертвовать ради своего народа и ради своих близких, бессмысленность жизни для самого себя или получение благ за счёт кого-то другого, а так же стремление к справедливости – это проявление в человеке высоких состояний. Очень часто в людях, основой жизни которых являются высокие состояния, пробуждается стремление найти для себя смысл жизни, за пределами материальных ценностей этого мира.

После всего сказанного остаётся ещё одна, практическая сторона, рассматриваемой здесь темы – как воспитывать в себе и, возможно, в детях или внуках, высокие состояния? Мы здесь уже говорили о том, что ключом к состояниям являются слова или образы. И если человек твёрдо решил изменить свои состояния, и этим самым, изменить свой образ жизни и своё отношение к реальности мира, то он не должен использовать слова, имеющие отношения к низким состояниям, и переключать своё внимание с деструктивных образов, порождаемых низкими состояниями, на образы светлые, высокие. И это следует делать постоянно. В конце концов, не поддерживаемые возможности, порождающие негативные состояния, будут постепенно лишаться энергии, а осознающая часть сознания человека станет более высокой и чистой.

То же самое следует делать и при воспитании детей. Если по неведению ребёнок использует слова, имеющие позади себя низкие состояния, то ему можно сказать, что эти слова грязные, и он внутри испачкался об это слово. Необходимо, чтобы он увидел, что вам это слово неприятно, и, кроме того, необходимо подсказать вашему малышу синоним, звучание которого более высокое и чистое. Возможно, вам будет необходимо исправить отношение вашего малыша к каким-то событиям, которые вызвали в нём отрицательную реакцию.

Опубликовано