Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПУТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА

Петр Зорин

2012-08-20

Кажется, что нет никакой необходимости рассматривать идею потребительства, человеку, избравшему для себя внутренний путь. Но в действительности, знание, как в человеке проявляет себя идея потребительства, очень важно, так как эта идея несёт в себе скрытую ловушку, распознать которую человеку далеко не всегда удаётся.

Потребитель – это человек, сознание которого сосредоточено на приобретение вещей, повышающих его удобства и значимость, что для человека, попавшего в ловушку потребительства, не имеет пределов. И вообще, человек, стремящийся к повышению своей значимости в этом материальном мире при помощи внешних средств – имеет сознание потребителя. Несколько более подробно сознание потребителя и его мировоззрение рассмотрим позже.

Существует два варианта значимости – первый из них – истинный и второй – иллюзорный. Истинная значимость никогда человеком осознанно или неосознанно не афишируется, да человек о своей значимости может и не догадываться, потому что она не предназначена для других людей. Если внешняя значимость может расти беспредельно, то внутренняя значимость может только уменьшаться, так же беспредельно. И однажды человек может сказать: «Я знаю, что ничего не знаю», потому что, чем больше человек внутренне растёт, тем больше внутри и вокруг него неизвестного, и значимость его перед этим беспредельным неизвестным приближается к математической точке.

Второй вариант значимости направлен на компенсацию своей внутренней никчемности, поэтому, люди с карликовым сознанием, сердце которых пусто, стараются изо всех сил компенсировать свою никчемность и внутреннюю пустоту внешними средствами. Но давайте представим себе человека, поднявшегося на вершину социальной значимости, который однажды лишается всего внешнего, что вознесло его на вершину социальной пирамиды. Что в таком случае останется от его значимости? Наверно, ничего – более того, все, которые прежде почитали его и даже преклонялись перед ним, не протянут ему даже руки своей. Это связано с тем, что внешняя значимость человека – это только оболочка, которая, часто, не имеет никакого отношения к реальной значимости; или её символ, который в действительности существует и без человека. На самом деле ментальная пирамида социальной значимости  существует сама по себе и элементы этой пирамиды можно рассматривать, как ячейки её структуры или свободные должности, которые могут быть заняты не обязательно адекватными этим должностям людьми. На вершине пирамиды может оказаться лживый, жестокий человек, не имеющий представления о тех функциях, которые соответствуют этому месту. Это место может быть захвачено силой, хитростью и очень редко занято человеком из альтруистических побуждений. Причина этому очень проста – для достижения вершины власти ложь и сила в современном мире более эффективны, чем альтруизм.

Здесь говорилось, что стремление к власти особенно выражено у пустых никчемных людей и причиной этому является стремление компенсировать свою внутреннюю пустоту и никчемность. Но у человека может возникнуть вопрос: почему такие люди не пытаются каким-то другим способом компенсировать свои несовершенства или недостатки? – Пытаются, и компенсируют множеством других способов, среди которых всегда более предпочтительной является власть. Но, всё-таки, этот ответ не полон, потому что эти люди, будучи несовершенными, пытаются стать более совершенными, в их понимании – более значимыми, но делают это при помощи внешних средств. Значит, что-то их побуждает к совершенству, хотя они и не осознают этого?

В действительности, во все живые организмы вложена программа, понуждающая их идти путями всё большего совершенства. Эта программа имеет несколько уровней. Первый из них – это стремление сохранить свою жизнь. К этому уровню, следовательно, относится и поиск пищи, и стремление к размножению, и защита своей жизни. Второй – исследование обстоятельств, в которых находится живой организм. Для животных – это исследование условий, в которых он может добыть для себя пищу и получить защиту. Для человека – это так же исследование внешних условий не только в пределах Земли, но и космоса, и исследование самого себя. Третьим уровнем этой программы является стремление к собственному совершенству, которое реализуется или во внешнем материальном мире или же на путях роста своего сознания. Этот уровень программы характерен только для человека. Поэтому, стремление человека к богатству и власти – это искажённое стремление к совершенству. Но если в духовной работе стремление к совершенству влечёт за собой расширение сознания до вселенских масштабов, то стремление к благам материального мира постепенно суживает сознание до уровня потребителя.

Для живой природы характерно соответствие состояния физического организма и интеллекта потребностям. Отсюда, если все интересы человека, его воля и его мировоззрение направлены на успешность во внешнем мире, то внутренние духовные потребности не только окажутся на вторых местах, но и в значительной мере сузятся. В тех же случаях, когда человек всецело отдаёт себя успешности во внешнем мире, духовные его потребности могут стать равными нулю. Но так как для успешности в материальном мире достаточно иметь прагматичный ум, и совсем не обязательно иметь открытое сердце, то оно за ненадобностью может совсем закрыться и для человека станут чуждыми и голос совести и сострадание и истинная высокая любовь.

Для более полного осознания идеи потребительства мы должны понять, – почему одни люди предпочитают ценности внешнего мира внутреннему совершенству? Второе: как влияют внешние обстоятельства на формирование отношения человека к реальности материального мира? И, наконец, – почему люди при одинаковых внешних обстоятельствах не одинаково реагируют на происходящие события?

Можно предположить, что причину предпочтений одних ценностей перед другими следует искать в наследственности человека, но у одних и тех же родителей могут быть дети, интересы которых совершенно различны. Один из них может найти реализацию своих стремлений во внешнем материальном мире, а другой – на духовной стезе. Внешние условия, в которых росли эти два человека, могли так же иметь сходство, так как они росли в одной семье, но пути, которыми они пошли, выйдя из семьи, стали прямо противоположными один другому. Следовательно, причиной, почему эти два человека пошли различными путями – один из них избрал для себя путь внешний, а другой – путь внутренний – не связана ни с наследственностью, ни с внешними условиями. Этой причиной является истинное «Я» человека, которого часто называют его душой. В тех случаях, когда душа достигает достаточной зрелости, она получает возможность влиять на человеческую судьбу.

Но, разумеется, нельзя не принимать во внимание и внешние условия жизни человека, которые, если он не осознаёт направления внутреннего смыслового потока этих условий, а принимает только поверхностное их проявление, обязательно деформируют человека по образу и подобию своему. Следовательно, структура личности человека зависит от многих причин, среди которых и генетическая предрасположенность, и условия внутриутробного формирования плода, и зрелость человеческой души, и, конечно, внешние условия. Все эти факторы не могут быть выражены в одинаковой степени в различных людях, отсюда их внутренняя структура так же не может быть одинаковой. Но так как структура человеческой личности является своеобразной призмой, через которую человек воспринимает окружающий его мир, то невозможно, чтобы даже два близких друг другу человека воспринимали значимость внешнего мира одинаково, и невозможно, чтобы и цели и средства достижения этих целей так же были одинаковыми.