Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КНУТ И ПРЯНИК

Петр Зорин

2012-08-16

Идея кнута и пряника содержит в себе, как разрушительные, так и созидательные начала. Практически, кнут и пряник – это два полюса, определяющие направление стремлений человека. Их можно сравнить с возвышенностями и низинами земной поверхности, которые определяют направление движения рек. Кнут и пряник здесь – только символы внутренних состояний человека, и не обязательно связаны с каким-то внешним воздействием на него. Например, у человека плохое настроение, причин которому может быть множество, как объективных, так и субъективных, и человек стремится выйти из этого состояния в сторону положительных эмоций. И это естественно, потому что длительно переживаемое негативное состояние действует на человека разрушительно. Но в то же время стремление к состояниям удовольствия или удовлетворения, ради самих этих состояний, ещё более разрушительно, так как ведёт человека к деградации. И, ещё, не следует преодолевать трудности ради удовольствий, которые последуют за ними. Такого рода вознаграждения не формируют в человеке ни волю, ни честь, ни чувство долга. Что бы мы ни делали, целью нашей деятельности не должно быть ни удовольствия, ни даже удовлетворение. Работа человека должна быть ради неё самой, но не ради вознаграждения. Целью человеческой жизни не является наслаждение, но осознанный труд. Хотя никто не говорит, что после выполнения работы следует отказываться от зарплаты или премиальных. Но если деятельность человека совершается ради вознаграждения в любой форме, то это постепенно делает сознание человека узким, а личность его мелкой. Но и здесь не всё так просто, потому что получаемое вознаграждение может быть использовано для удовлетворения чувства долга, например, перед своей семьёй, перед каким-то обществом, своим народом. Вспомним Третьякова, именем которого названа картинная галерея, и Риверу из рассказа Джека Лондона – «Мексиканец». В этих примерах материальные средства служат более великому делу, чем эти средства.

Когда человек жертвует собой или своим трудом и даже своими удовольствиями ради чего-то, что, по его мнению, более великое, чем он сам, то он становится частью этого великого и даже ещё более великим, чем то, ради чего он приносит себя в жертву. 

Любая цель, ради которой человек жертвует или своей жизнью, или своей совестью, или, возможно, честью, радикально меняет не только его мировоззрение, его сознание и его личность, но и его судьбу. Человек только тогда велик, когда живёт не для себя – когда он совершенно забывает о себе, живя для исполнения Божественной воли на Земле, когда подчиняет свою жизнь служению своему народу, и даже тогда, когда каждая минута его жизни приносится в жертву его собственной семье, его детям. В таких случаях величие человека определяется выраженностью его жертвенности. Если он отдаёт всю свою жизнь без остатка служению Божественному, своему народу, высокой идее, своей семье или любимому им человеку, то низводя себя в этом служении в ничто, он становится всем, в сердце своём поднимаясь до престола Божественного.

Но если человек посвящает свою жизнь удовлетворению своих прихотей, какими бы малыми или великими они ни были, если он идёт на поводу своего эго, постоянно защищая и превознося свою иллюзорную значимость, и не важно, какими средствами он для этого пользуется, то такой человек относится к пустым ничтожествам, независимо ни от его образования, ни от социального положения. 

Когда человек получает удовольствие или удовлетворение от сделанного, или оказывается в ситуации, когда все трудности и опасности позади, в головном мозгу при этом выделяется нейрогормон – дофамин, вызывающий приятное состояние. И это может стать для человека своеобразным наркотиком, что может повлечь за собой нежелательные последствия. Современные властители мира подсели на иглу дофамина, дающего им чувство собственного величия, потому что власть – это наркотик. Современные потребители так же находятся под влиянием этого нейрогормона, который даём им волнующее чувство обладания ценностями этого мира. Компьютерные и телевизионные зависимости формируются только потому, что вызывают выделение нейрогормона дофамина. Таким образом, подавляющее большинство современного человечества в той или иной степени является наркоманами. Но это происходит только тогда, когда человек делает работу не ради её самой, а ради вознаграждения за неё. И это верно даже тогда, когда человек награждает себя сам - удовольствием или удовлетворением.

Всё выглядит иначе, если человек выполняет любую работу ради неё самой. Но для того, чтобы стал понятен смысл любой работы, будет ли она умственной или же физической, в которой человеку думать ни о чём не надо, или же смешанной, будет ли она внешней или внутренней – любой производительный труд – это человеческие усилия, создающие поток сознания. Причём, часть этого потока овеществлена и люди воспринимают его как материальные результаты труда, другая, более тонкая его часть – это идеи через определенные состояния, привязывающие человека к результатам материального труда, и третья часть, формирующая сознание человека, разветвляется на два потока – восходящий и нисходящий. Все эти три части одновременно присутствуют в любом производительном труде человека. Таким образом, производительный труд человека в реальности ему не принадлежит, он принадлежит этому потоку, но часть из него человек использует для своих собственных нужд, а остальная избыточная часть используется  другими людьми, участвующими в этом производительном труде. Производительный труд каждого человека, вкладываемый в общий поток материальных и духовных благ,  давал ему право пользоваться благами всего потока, пропорционально значимости его собственного труда и производимого им продукта, выраженного в денежном эквиваленте. Это дало возможность производителям денег не только получить власть, как над людьми, производящими блага, так и над потоком этих благ, но и вести паразитический образ жизни, что стало началом падения человека. Об этом здесь более подробно мы говорить не будем, так как эта тема не соответствует тому направлению, которого мы намеренны придерживаться.

Подавляющее большинство современного человечества, увлекаемого жаждой внешнего благополучия и удовольствий, стремится в тех направлениях, в которых не требуется значительных усилий, чтобы получить наслаждение. И предпочтительнее, если эти удовольствия можно купить или получить вообще без всяких усилий. Но, как мы уже говорили, пути, на которых удовольствия являются целью, ведут к деградации человеческого сознания и постепенному нисхождению его до животного уровня. Следовательно, целью человечества не может быть гедонизм, но преодоление своего стремления к наслаждению. Но это станет возможным только тогда, когда человек осознает, во имя чего он должен преодолевать в себе жажду наслаждения, которая так притягательна, тем более, что жизнь человеческая так коротка.

Есть два условия, при которых человек согласится преодолеть в себе жажду индивидуального наслаждения или хотя бы жажду беспечного покоя, в котором ничего делать не нужно. И оба эти условия противоречат идее потребительства, индивидуализма и личного счастья, при котором человек живёт только для себя. В одном случае, человек преодолевает в себе жажду индивидуального наслаждения, если смысл его жизни не замыкается на нём самом, но распространяется на его народ, его отечество, его семью. Такой человек не может жить для самого себя, и для него предпочтительнее радость,  жизни ради других людей или ради какой-либо высокой идеи. О таких людях мы говорим, что у них открыто сердце, и живут они, опираясь на сердце, но не на ум. В другом случае – человек преодолевает в себе жажду удовольствий и предпочтения своего эго, ради внутреннего совершенства. У этих людей так же открыто сердце, которое не только формирует их мировоззрение, но и является опорой их жизни, их проводником и наставником среди всевозможных внешних ценностей, улавливающих человеческие души.

Во всех этих случаях интересы человека оказываются противоположными тем, которые навязываются современному человечеству. И это свидетельствует, о том, что человечество находится под влиянием двух противоположных сил. Одна из них стремиться опустить сознание человека до уровня сознания смиренного, примитивного раба. Другая же сила стремится возвысить его, раскрывая его сердце. Противостояние запада востоку, Европы России – это противостояние друг другу сил тьмы и сил света, противостояние ума сердцу. В настоящее время напряжение этого противостояния достигло своей кульминации и очень близко время, когда силы света преодолеют это противостояние