ИЛЛЮЗИЯ ХАОСА

Хаос – это переходная фаза от одной формы реальности к другой. Примером этому может служить гусеница, которая, чтобы стать бабочкой, должна пройти стадию куколки. Энтомологом стадия куколки может восприниматься как стадия хаоса. В самом начале этой переходной фазы – куколки, преобладает первоначальная структура, характерная для гусеницы, которая постепенно заменяется структурой последующей формы – бабочки.  В этом случае, хаос можно рассматривать как состояние, в котором происходит последовательное замещение одной структуры другой, одного состояния в другое и одного направления в другое, и даже замещение одной идеи, идеей другой. Переходная фаза из одного состояния в другое в природе никогда не совершается по принципу: «Мы старый мир разрушим до основания, а затем, мы наш, мы новый мир построим…». Для того, чтобы совершился переход от одной формы к другой, или от одного состояния к другому обязательно должен быть подробный план этого перехода.

В живой природе этот переход всегда имеет направление от меньшего совершенства к совершенству большему. И, кроме того, в живой природе такого рода переход в новое состояние совершается только тогда, когда исчерпаны возможности прежнего вида, когда не осталось возможностей на пути совершенствования. Вот почему Шри Ауробиндо говорил, что «все возможности должны быть открыты». Если это не сделано, то невозможен переход к новому более совершенному виду. Переход от одной завершённой определенности к другой – так же проходит через стадию хаоса. Например, время между вдохом и выдохом, когда вдох полностью завершён, а выдох ещё не начался – это тоже период хаоса, который используется некоторыми духовными искателями, чтобы достичь Божественного сознания. Это так же состояние между окончанием одной мысли и началом другой. То же самое возникает и между двумя видами деятельности и т. п.

Состояние хаоса может наступить и в результате социального или психологического шока, к чему очень часто приводят революции, стихийные бедствия и какие-либо другие трагические события, создающие у человека состояние полной безвыходности. При этом, у него может возникнуть мысль о бессмысленности жизни и даже появиться влечение к самоубийству. Таким примером шокового состояния, которое привело юношу к непреодолимому влечению покончить счёты со своей жизнью, был случай произошедший в городе Биробиджане Еврейской автономной области. Этого юношу я увидел в приёмном покое областной больницы. Он был в полном сознании и лежал на кушетке, головной конец которой был высоко поднят. На уровне поясницы его тело было разделено на две части и ему была хорошо видна нижняя часть тела, отделённая от верхней. Когда я остановился около него, он слабым голосом спросил меня:

– Нельзя ли пришить, чтобы тело стало целым? Мне пришлось ответить уклончиво:

– Врачи сделают всё возможное. Но хирурги в этом случае тогда ничего не могли сделать, поэтому этот юноша лежал не на операционном столе, а на кушетке в приёмном покое. Позже я узнал, что он бросился под поезд после того, как девушка, с которой он дружил, вышла замуж за другого. А вспомните Анну Каренину из одноименного романа Льва Николаевича Толстого.

Но вернёмся к состоянию неопределенности или хаосу, который может возникнуть и тогда, когда человека убедят, что все его прежние ценности были неправильными, и будут исподволь внедрять новые, возможно, разрушительные ценности. В этом случае переход к «новым ценностям» так же будет временем хаоса.

Когда мы говорили о том, что хаос – это состояние бесформенности, неопределенности в промежутке между двумя определенностями, то при этом нам не приходило в голову, что и определённость и неопределённость – это только эффект восприятия. То, что созвучно нашим программам восприятия и понятно для нас, является для нас определенностью, а то, что не соответствует имеющимся у нас программам восприятия, осознаётся нами как хаос.

Реальность мира является изначально неизменной. В ней, в этой реальности, есть всё, что мы относим к прошлому, воспринимаем в настоящем, и будем воспринимать в будущем. И, кроме того, эта реальность уже изначально содержит в себе бесконечный спектр проявлений планов сознания, от самых низких миров мрака и до высочайших Божественных миров неизречённого света.

То, что мы называем программами восприятия, можно сравнить со своеобразными растровыми решётками, накладываемыми на непроявленную реальность мироздания. И всё, что оказывается в ячейках этой растровой решётки, для человека становится проявленным, вся остальная реальность мироздания остаётся или за пределами восприятия или же воспринимается человеком, как хаос. То же самое мы можем сказать о всех формах жизни на Земле. Правда, растр решётки восприятия у каждой формы жизни свой и, поэтому, каждая форма жизни воспринимает свою реальность. Разумеется, кроме различий восприятия реальности мира есть и сходство, что позволяет различным формам жизни, в пределах этого сходства, взаимодействовать друг с другом.   

Тогда реального хаоса не существует, он имеется только в наших головах, и  куколка, которая должна превратиться в бабочку не пребывает в состоянии хаоса, так как структура её точно соответствует определенной программе в каждый момент её жизни. Состояние хаоса можно ещё сравнить с разобранным зданием, из материалов которого собираются построить новое здание лучше прежнего, как обещают организаторы разрушения, но это, опять таки в наших головах. А те, которые хотят привести человечество в состояние хаоса, в действительности, пытаются сдвинуть растровую решётку восприятия на более низкий животный уровень. А люди, ничего не понимая, хватаются за предлагаемую определенность, так как существование в неопределенности невыносимо.

В этом случае, можно полагать, что сдвиг растровой решётки восприятия в любую сторону может создать у человека в голове состояние хаоса? Но что-то должно остаться определенным, без чего невозможно человеческое существование.  Этой определенностью остаётся низшая животная природа человека, которая преподносится ему, как основная суть и смысл человеческой жизни.

Промежуточная фаза между вдохом и выдохом, концом одного и началом другого, выглядит очень интересно, так как в ней может реализоваться совсем неожиданный план и не только тот, что решил реализовать человек для самого себя, но и тот, который составлен какими-то другими людьми. Мы должны знать, что эта промежуточная фаза неопределенности может быть и между вдохом и выдохом, и при смене одной парадигмы на другую, например, промежуток времени между сменой одного общественного строя другим, или же при смене одной социально-психологической установки на другую.

Промежуточная фаза при этом характеризуется повышенной внушаемостью, что связано с тем, что человек не может долго находиться в состоянии неопределённости, в котором у него исчезает смысл жизни, а вместе с ним и многие социальные и моральные ценности. Отсюда – самоубийства, аборты, агрессивность, аморальное поведение и т. п. В такой промежуточной фазе человеку достаточно намёка, чтобы придать возникшей бесформенности состояния сознания какую-либо определенную форму. Например, этим намёком может быть мода одежды, целью которой является не стремление прикрыть своё тело, а привлечь противоположный пол. Другими словами,  в этой промежуточной фазе жизни любого народа и даже всего человечества, максимально эффективна внушаемость и доверчивость человека. И, кроме того, в этот период в людях в первую очередь разрушается всё высокое, более тонкое и хрупкое, и обнажается древняя животная природа, как более устойчивая и имеющая свою определенную цель. И в тех случаях, когда промежуточная фаза неопределенности задерживается, начинается деградация человека. Это одна из причин, почему Россию на длительный срок задержали в этой переходной фазе. Те, которые устроили в Советском Союзе революцию, намеренно удерживают российский народ в состоянии неопределенности, потому что им нужны послушные, и не думающие рабы.

Но промежуточная фаза неопределенности таит в себе не только опасности деградации, но и обещание большего совершенства. Обратите внимание, что эта фаза, для человека, ввергнутого в неопределенность, не имеет внутренней структуры, но в ней содержится жажда иметь структуру, и если в эту фазу осознанно ввести какую-либо программу, то следующая фаза будет, соответствовать этой программе. Эта программа совсем не обязательно должна быть выражена в словах, она может быть проявлена, как определённое намерение.

На самом деле любое намерение может быть эффективным без слов, в то же время слова, если позади них нет соответствующего намерения, будут лишь пустым звуком. Слова только фиксируют намерение на проявленном плане, обозначают его и не более того. Я думаю, что вы не будете возражать против того, что само слово и его смыл – это не одно и то же. Точно так же намерение – это смысл, определяющий направление цели и саму цель. При этом направление цели и её образ совсем не обязательно должны быть выражены словами или же визуализированы – они могут восприниматься человеком, как знания.

Когда человек повторяет молитву или мантру, то он этим самым поддерживает своё внимание в направлении намерения и удерживает это намерение в состоянии необходимой активности. Пытаясь прикоснуться к более высокому сознанию, используя промежуток времени между вдохом и выдохом, человек накладывает своё намерение на аморфное состояние этого промежутка и этим самым структурирует его, делая его направленным в сторону более высокого сознания. Постепенно весь процесс дыхания становится выразителем намерения. При этом очень важно, чтобы внимание человека не отвлекалось от связи осознанного намерения и дыхания ни на мгновение. В конечном счете, эта работа переходит в состояние медитации, в котором дыхание становится едва ощутимым, но зато поток намерения заполняет всё внутреннее пространство человека.

Эволюция человека была бы невозможной, если бы его сознание содержало в себе только определенность и хаос неопределённости, и не было бы никаких переходных состояний. Но к счастью Божественная природа предусмотрела такую возможность – в любой неопределенности содержится целый спектр скрытых или приоткрытых определённостей. В связи с этим интересы и стремления человека несут впереди себя соответствующие тенденции, которые способны проявить в хаосе конкретное направление или определенность. Если снова привести пример гусеницы, которая через стадию куколки должна превратиться в бабочку, то можно сказать, что вид «бабочки» зависит от предшествующего намерения. Разумеется, здесь речь идёт не о бабочке, а о новом человеческом существе. Но для того, чтобы это стало реальностью и вместо человека на Земле, как это было уже многие миллионы человеческих поколений, появилось супраментальное существо – необходимо сформировать соответствующее намерение. Фактически, вся внутренняя работа, которую выполняет человек в Интегральной йоге, и есть формирование такого намерения.