Проявленная и непроявленная реальности на самом деле являются ни чем-то отделённым друг от друга, а одним целым. Эти два аспекта реальности можно сравнить с волнами на поверхности океана и океаном, который человеком осознаётся не во всей его полноте, а только в незначительных его проявлениях, касающихся его непосредственно. Практически, все события, происходящие в этом проявленном мире – это только реализация того, что происходит на непроявленных планах. Поэтому, этот проявленный мир можно сравнить с кукольным театром, в котором зритель видит взаимодействие кукол, но не видит кукловода. И проявленный мир ещё можно сравнить с экраном, на котором отражаются тени реальных событий, происходящих на непроявленных планах. И, так как человек способен воспринимать только поверхностное проявление действительных событий, то ему остаются неизвестными истинные цели всего, происходящего в непроявленном океане реальности мира. Отсюда, у каждого человека есть свой вариант мнений о событиях, в которых он сам принимает участие, и о том, что происходит во внешнем мире.
В каждом человеке за редким исключением, есть внутренняя истинная часть, которая осознаёт то, что скрыто от обычного человеческого сознания. Эта истинная часть или Психическое существо, которое иногда называют душой человека, осознаёт не только цели того, что происходит на непроявленных планах мироздания, но и реакции человека на всё, что происходит вокруг него и внутри него самого. И такое одновременное восприятие душой истинных целей непроявленной реальности и действий человека во внешнем мире на основании его собственных мнений о нём, создаёт определенную разницу между реальностью и человеческой иллюзией, можно сказать – между истиной и ложью. И душа человека старается показать ему, что он в своём восприятии мира и действия в нём, отклонился от истины. Человек это воспринимает как голос совести. И одновременно душа подсказывает человеку – в чём его отношение с реальностью мира негармонично, и что следует делать, чтобы исправить возникшую ложную ситуацию. Эту подсказку своей души человек воспринимает как непосредственное знание за пределами слов.
Человеческую жизнь можно представить как некий вращающийся плоский круг. Центробежная сила разворачивает внимание людей к ценностям внешнего материального мира, и они не видят то, что является основой этого мира и не знают целей центробежной силы, разворачивающей их сознание к проявленной реальности Земли. В данной аналогии центробежная сила – это соблазны мира, но есть и центростремительная сила, пытающаяся развернуть сознание людей к центру этого вращающегося круга – это его внутренняя истинная часть. В действительности, в каждом человеке есть знание, что соблазны материального проявленного мира существуют только для того, чтобы показать ему те части его существа, которые необходимо трансформировать или освободиться от них. Но эти знания скрыты в его душе. И если человек внимает её «голосу» и следует его указаниям, то его внимание постепенно разворачивается к неподвижному центру этого круга. И тогда на него начинает действовать центростремительная сила, и он приближается к неподвижному центру, который поднимет его на следующий более высокий уровень сознания. Но для того, чтобы попасть под влияние центростремительной силы, человек должен оттолкнуться от соблазнов, отбросить их, как это происходит в реактивном двигателе, который отбрасывает продукты горения, чтобы получить ускорение в нужном направлении. Но тогда внешний мир с его соблазнами крайне необходим для духовных искателей и все события этого мира точно соответствуют их внутренней работе. Чтобы что-то изменить в себе, чтобы получить ускорение в центростремительном направлении, необходимо осознать в себе те несовершенства, которые стремятся обладать ценностями этого мира и трансформировать или отбросить их. И тогда у человека может возникнуть вопрос: – а как можно узнать, какое несовершенство, соблазняющее его, следует отбросить? Дело в том, что если человек искренен в своих духовных устремлений, то та Божественная сила, которая стоит за этим проявленным миром и управляет им, будет создавать ему те условия, которые необходимы для его внутренней работы. И каждый раз это будет происходить в тех объёмах, которые для человека выполнимы. И тогда этот проявленный мир будет предоставлять духовному искателю те проблемы и в той последовательности, которая необходима для успешной внутренней работы.