Воля многогранна и рассмотреть все её аспекты в одной статье – невозможно. Поэтому, здесь рассмотрим один из её аспектов – упорядоченность. Мы часто не придаём значения единству человека и той среды, в которой он находится, хотя в действительности, связь между ними бесспорна. Когда Максим Горький сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам», то книги были одним из объектов внешней среды. А русская пословица: «С кем поведёшься, того и наберёшься», не двусмысленно подчёркивает значение внешних условий для формирования человека. И, конечно же, невозможно отвергать влияние телевизора и компьютера. Но всё это происходит, когда наше внимание пассивно, а воля безмолвствует.
Но всё выглядит иначе, если человек направляет своё осознанное волевое усилие на упорядочивание внешних обстоятельств. Разумеется, человек упорядочивает внешние обстоятельства по каким-то своим внутренним схемам или планам. Это может быть какой-то порядок в окружающих условиях, или формирование чего-то нового, которого в этих условиях прежде не было. Но в любом случае, внешняя направленная активность человека является отражением какого-то внутреннего плана, каркас которого удерживается организованной волей человека. Такого рода волевые действия человека можно ещё рассматривать как приведение в соответствие внешних обстоятельств внутреннему плану. В таких случаях, когда человек активно трансформирует внешнюю среду в соответствии со своим внутренним планом, происходит интенсивное формирование направленности воли,
Воля любого человека имеет свой противоположный полюс – безволие. Изначально энергия воли человека подобна несфокусированному источнику света, равномерно освещающему пространство вокруг себя. Если обстоятельства складываются так, что нет особых причин, чтобы формировать направленную волю, то со временем это расфокусированное состояние воли закрепляется и человек уподобляется Обломову.
Наиболее эффективным временем начала формирования воли человека является раннее детство. В дальнейшем, если человек не будет потакать своим слабостям, воля будет поддерживаться в рабочем состоянии в течение всей жизни. Формирование воли можно сравнить с формированием речи, которая формируется в первые годы жизни и поддерживается в течение всего остального времени бытия. Для этого вполне достаточно просто использовать способность говорить. Но при этом можно увеличить словарный запас, изучить какой-либо другой язык. Необходимо помнить, что если мы упорядочиваем обстоятельства вокруг себя, то это свидетельствует о нашей внутренней упорядоченности. Если мы многословны и не можем закончить свою речь, то это свидетельствует о недостаточности нашей внутренней определенности и системности, и неумении отделять главное от второстепенного.
Развивая этот аспект воли у детей, следует не только приучать их к упорядоченности во всех своих делах, но и к умению сдерживать себя при общении с другими людьми. Это, последнее качество упорядочивает взаимоотношение человека с окружающей его реальностью. Для малыша это ещё и стремление быть адекватным обстоятельствам, в котором он должен вначале оценить ситуацию и уж только потом включаться в неё. Разумеется, ваш воспитанник должен достаточно хорошо понимать, что если разговаривают между собой взрослые люди, то это, возможно, важнее его собственных вопросов. Такого рода воспитание не должно проводиться в директивном тоне, потому что малыш должен понимать, почему он должен быть адекватным ситуации. Со взрослыми людьми все эти вопросы решаются значительно проще, так как он всё это должен делать сам, без чьей-либо подсказки.
Упорядоченности всегда противостоит хаос. У людей это проявляется, как нежелание следовать упорядоченности, высокой отвлекаемости от основного занятия, проявления интересов, противоречащих ранее составленным планам и направлению своей основной работы. Когда воля человека не сформирована, и вместо целостного направления любой деятельности, удерживаемого волей, человек имеет только бесформенные её осколки, у человека всегда не хватает времени, и этому причиной, как он считает, являются окружающие его люди, которые постоянно его отвлекают. И вместе с тем, у него находится достаточно времени, чтобы расслабиться у телевизора или в бесконечных телефонных разговоров. Ему в это время интересно всё, кроме его основной работы.
Человек должен противостоять подобного рода отвлекаемости и осознанно снова и снова возвращать себя к той работе, которая прежде была им намечена.
Здесь следует остановиться на очень важном факторе, формирующем личность человека ещё до его рождения. Фундамент личности ещё не родившегося человека, формируется не только в соответствии с его генетическими особенностями, но и особенностями личности его матери, её интересами и предпочтениями, и всеми её хорошими и плохими привычками. И, конечно же, формирование личности ребёнка продолжается в значительной мере и в первые годы его жизни в семье. Если мать была собранным и волевым человеком в период беременности, то это в значительной мере предопределяет эти качества и у её ребёнка. В дальнейшем идёт, если так можно сказать, окончательная доделка личности человека. если родители уже с раннего детства обращают внимание своего малыша на отличие главного, важного от второстепенного и мелкого, то это, возможно, в дальнейшем определит всю дальнейшую жизнь их сына или дочери. Но, конечно, это должно проводиться не директивно, а через разъяснение. При этом с малышом следует разговаривать как с взрослым, который пока ещё знает очень мало. Не следует сюсюкать с ребёнком, это не сделает вашу речь для него понятнее, но в связи с высокой его восприимчивостью он запомнит ваши слова, как естественные и потом, когда начнёт подрастать, ему придётся переучиваться. И ещё один маленький совет. У маленьких детей очень короткое внимание, поэтому, любые ваши объяснения должны занимать мало времени, и они должны быть образными. И, второе, начинайте любое объяснение с адекватного вопроса, чтобы этим самым включить активное внимание вашего маленького слушателя. Например: – как ты думаешь, Коля, чем дышит рыба в воде? Может быть воздухом, как это делаешь ты и все люди на Земле? Хорошо, если при этом можно показать как рыбка дышит в аквариуме. После этого можно начинать объяснение. Или ещё пример: – ты знаешь, почему вода в реке течёт, а в пруду, озере или море не течёт никуда? Конечно, эти вопросы лучше всего задавать около речки, озера или пруда, чтобы ваши последующие объяснения имели хорошие иллюстрации. После этого можно предложить самим создать речку или пруд. Для этой цели вполне подойдёт лоток из бумаги, по которому вода потечёт, если наклонить его и не надо беспокоиться, что бумага намокнет. Для разовой иллюстрации это не имеет значения. А вместо озера будет тарелка или миска с водой. Тогда вашему малышу будет понятно, что река или ручей течёт, потому что Земля в этом месте наклонена, а там, где озеро или пруд – этого наклона нет. Вы можете спросить, а какое значение для развития воли имеют подобного рода примеры? Прямое, потому что воля тем эффективнее, чем глубже понимает реальность человек. И реальность не только внешнего мира, но и самого себя. И, кроме того, любые знания – это структура, удерживаемая энергией воли.