Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ТРУДНОСТИ ПУТИ

--

Все, кто вступает на духовный путь, встречаются с трудностями и должны выдержать испытания этого пути, которые заключаются и в собственной природе человека и приходят извне. Трудности, свойственные природе, будут подниматься снова и снова, до тех пор, пока человек не преодолеет их. Для того, чтобы смело встретиться с ними и победить их, необходимы как сила, так и терпение. Но когда начинается период трудностей и испытаний, витальная часть человеческой природы приходит в состояние угнетения и это свойственно всем людям, поэтому такая реакция совсем не говорит о том, что человек неспособен справиться с трудностями.

          Все, кто остается верным избранному пути и неуклонно следуют по нему, могут не сомневаться в своем духовном будущем. Если кто-то терпит неудачу и не достигает цели, то это случается только по двум причинам – или потому, что человек оставляет путь, или из-за того, что в силу каких-то честолюбивых замыслов, амбиций или желаний он отказывается искренне подчинить себя Божественному.

Иногда у человека, избравшего для себя духовный путь, возникают страдания в связи с тем, что многое, что прежде было для него близким, ему пришлось оставить. К счастью, подобные страдания не являются неизбежными. И страдает не душа, потому что высшее «Я» всегда пребывает в покое и одинаково относится ко всему, а психическое существо испытывает печаль только из-за сопротивления человеческой Природы Божественной Воле. Страдание затрагивает только витальную часть человеческого существа и его тело.

Когда Психическое существо устремляется к Божественному, в уме может возникнуть сопротивление, которое обычно принимает форму отрицания и сомнения, что может привести к ментальным и витальным страданиям. В витальной природе тоже может возникнуть сопротивление, в основе которого лежит желание и привязанность к объекту желания, а если в этой сфере  возникает конфликт между душой и витальной природой, между влечением к Божественному и соблазнами Неведения, тогда, конечно же, и витальные, и ментальные части природы могут испытывать очень сильные страдания. Физическое сознание тоже может оказывать сопротивление, которое обычно обуславливается его инерцией, темнотой, присущей самому физическому существу, его ограниченностью, неспособностью откликаться на влияния высшего сознания, привычкой покорно и механически подчиняться низшему сознанию даже в тех случаях, когда само физическое существо не желает этого; результатом может быть как физическое, так и витальное страдание.

Кроме того, сопротивление оказывает и сама Низшая Природа, которая не хочет, чтобы существо вырвалось из захваченностей Неведения в Свет Божественной истины. Это сопротивление может выражаться в яростных и настойчивых попытках снова и снова повторять прежние движения, которые Природа посылает в виде волн в ум, витал и тело с тем, чтобы прежние идеи, импульсы, желания и реакции могли продолжаться даже после того, как были отвергнуты и отброшены. Такие нашествия извне, подобные нападениям вражеской армии, могут продолжаться до тех пор, пока человек полностью не отдаст себя в руки Божественного и не закроет доступ в себя этим силам. Это внутренняя форма универсального сопротивления, но может быть и внешняя форма, которая выражается во внешнем противостоянии, клевете, нападках, преследовании, всевозможных несчастьях, неблагоприятных условиях и обстоятельствах, болях, болезнях, нападениях враждебно настроенных людей и сил. В этом случае возможность страданий тоже очевидна.

Есть два способа встретить все это: можно отождествиться со своим высшим «Я», став спокойным, внутренне уравновешенным, обратив свой дух, волю, ум, витал, физическое сознание к одному только Божественному, и перестать реагировать на все попытки Низшей природы порождать сомнение, желание, привязанность, депрессию, уныние, боль или безразличие. Такое становится возможным, когда внутреннее существо пробуждается, и человек начинает осознавать свое высшее «Я», внутренний (истинный) Ум, внутренний (истинный)  Витал, внутреннее (истинное)  Физическое, так как этим частям легче подчиниться божественной Воле и начать действовать в согласии с ней. В этом случае в человеческом существе происходит разделение и получается как бы два существа — одно внутри, спокойное, сильное, уравновешенное, невозмутимое, являющееся каналом Божественного Сознания и Божественной Силы, а другое снаружи, все еще подвластное влияниям низшей Природы; но тогда беспокойные реакции этого внешнего существа становятся лишь легкой рябью на поверхности океана, а затем и эти волнения под воздействием внутреннего существа ослабевают и исчезают, и внешнее существо тоже становится спокойным, сосредоточенным и неуязвимым для нападений извне.

Вторым способом преодоления трудностей является объединение со своим психическим существом. Это становится возможным, когда психическое проявляется, со всей своей силой, преданностью, поклонением и любовью к Божественному, готовностью к безграничной самоотдаче и подчинению, и распространяет эти качества на ум, витал и физическое сознание, заставляя их обратить все свои движения к Божественному. Если психическое является полновластным хозяином человеческой природы, то субъективных страданий или вообще не возникает, или они бывают незначительными, а объективные не могут затронуть ни душу, ни другие части сознания — человек начинает следовать по тропе, освещенной солнцем, и тогда вся жизнь духовного искателя наполняется глубокой радостью и счастьем.

          Внешняя человеческая природа и характер человека сформированы бессознательностью физического мира, и людям никогда еще не удавалось полностью освободиться от влияния этой Бессознательности. По мере того как сознание растет в человеческом существе, рожденном в этом материальном мире, оно начинает медленно открываться знанию. Природа человека преимущественно механистична, как и все остальное в материальной Природе; она практически всегда оказывает сопротивление любому необходимому изменению на духовном пути, и это сопротивление, как правило, бывает долгим и упорным.

Человеческий характер состоит из привычек, за которые человек упорно цепляется и рассматривает их, как нечто, без чего существовать он не может, и убедить его хотя бы в незначительной степени измениться чрезвычайно трудно – если только он не будет вынужден это сделать под давлением жестких внешних обстоятельств. Особенно интенсивно это сопротивление в физических частях человеческого существа: в его теле и в его физическом уме, здесь большое влияние на человека оказывает его тамас, который проявляется в  склонности к инерции, неподвижности, нежелание прилагать усилия. Из-за наличия тамаса, даже если человек прилагает усилия, он всегда готов усомниться, впасть в уныние и отчаяние, отказаться от достижения цели и прекратить начатое дело. Но, в человеческой природе имеется еще и Саттвическая часть, которая всегда обращена к свету, а также раджасический или динамический элемент, который полон желаний и жаждет действия, и его желания можно обратить не только на то, чтобы измениться, но и постоянно прогрессировать. Но этим двум элементам в силу ограничений, характерных для человеческого сознания, свойственны мелочность и разделенность, и они способны как мешать, так и помогать духовному усилию. Поэтому духовная трансформация человеческой природы и человеческого характера, которая является целью внутренней работы, встречается с многими трудностями, можно даже сказать, что это самое трудное из всех человеческих устремлений.

Если саттвический и раджасический (динамический) элементы помогают внутренней работе на духовном пути, то это может в какой-то мере облегчить духовную практику. Но даже саттвический элемент способен оказывать сопротивление, цепляясь за старые идеи, предубеждения, ментальные предпочтения и предвзятые мнения, за взгляды и умозаключения, которые дороги ему, но мешают проявлению высшей истины. А если говорить о раджасическом элементе, то он оказывает сопротивление в силу своего эгоизма, страстей, желаний и сильных привязанностей, своего самолюбия и тщеславия, своей неизменной привычки настаивать на своем, и множества других недостатков.

По сравнению с умом и телом, сопротивление витала носит более неистовый характер, и именно витал со своей страстностью и неистовостью приходит к ним на помощь, являясь источником всех жесточайших трудностей, мятежей, потрясений и смут, омрачающих духовную жизнь и работу. Божественный всегда здесь, но Он считается с человеческой Природой, с ее условиями, законами, обстоятельствами; и именно с учетом этих условий Он делает всю свою работу и в мире, и в человеке, а значит и, в духовном искателе. И даже тот, кто познал Бога и возлюбил Его; даже святой и мудрец все еще сталкиваются с трудностями и ограничениями своей человеческой природы. Полное освобождение и полное совершенство, или полная власть Божественного над человеческой природой возможны, но обычно этого не удается достичь быстро, в результате неожиданного чуда. Чудеса возможны и они случаются, но только в том случае, если стремление и самоотдача души абсолютны, а природа широко и полностью открыта.

          Но, если человек слышит зов души, пусть даже пока еще очень смутно, никакие трудности, какими бы они ни были великими и непреодолимыми, не способны привести к окончательному и непоправимому падению. Даже потеряв путеводную нить, такой человек снова находит ее, и достигает цели, к которой она ведет. Сама человеческая природа, повинуясь внутренним потребностям, начинает изменяться, и это, хоть и медленно, приносит свои результаты.  И все же, чтобы эта работа была сделана, определенное внутреннее согласие необходимо.        

          В духовной работе необходимо избавится от рационализма ума, от привычки объяснять все логически, верить в правильность своих собственных ментальных суждений и считать разум верховным судьей во всех вопросах. У рассудка есть своя сфера деятельности, особенно, когда дело касается практических вопросов внешней жизни и на материальном плане определенных аспектов физической реальности и общих бытовых вопросов. Хотя, даже здесь его рассуждения далеко не всегда оказываются верны,  конечно, он может помочь в формулировке выводов и обобщений; но все его претензии на то, чтобы быть непререкаемым авторитетом в вопросах духовной работы –  несостоятельны. Соприкасаясь с этими вопросами и пытаясь их осмыслить, внешний интеллект способен лишь прийти к какому-то субъективному заключению, но не открыть Истину. Ум может лишь участвовать в этом  и ждать, когда душа сделает его доступным для них.

Но ум способен и препятствовать внутренней работе или, по крайней мере, долго мешать наступлению реализации или раскрытию внутреннего видения. Так как, благодаря своим предубеждениям, предвзятым мнениям и ментальным предпочтениям, он может отгородиться стеной аргументов от духовной истины, которая должна быть познана благодаря непосредственному внутреннему восприятию, и отказаться признавать ее на том основании, что ее образ не соответствует его представлениям. Он может также не позволить человеку распознать Божественное, если Божественное предстанет в форме, к которой интеллект не готов или которая чем-то отличается от образа, порожденного его предубеждениями и предпочтениями.

Человек может полагаться на свой разум в других вопросах, при условии, что последний пытается быть открытым, беспристрастным, свободным от излишней нетерпеливости и готов признать свою неправоту и склонность к ошибкам. Духовный искатель должен помнить, что опасно опираться на один только разум в вопросах, которые превосходят его возможности, особенно, когда дело касается духовной реализации и вопросов духовной практики.