Объективно, существует только одна неизменная Вселенная, которая за пределами человеческого восприятия могла бы выглядеть как хаос, в котором не существует опоры, для каких бы то ни было форм жизни. И когда мы говорим о множественности вселенных, то имеем в виду множество позиций, с которых может рассматриваться одна и та же вселенная. Вселенную можно рассматривать как некую сферу, заполненную вибрациями энергии-сознания почти безграничного спектра частот, несущими в себе определенные знания. Человек воспринимает эти вибрации в соответствии с генетическими программами, заложенными в него уже от рождения. Поэтому, всё человечество, имеющее эти программы, воспринимает реальность проявленного мира сходным образом, что позволяет человеку быть социальным существом. Все другие организмы, имеющие сходные программы восприятия, воспринимают реальность мира в пределах человеческой октавы вибраций, разумеется, за исключением значимостей реальности мира, которые у человека определяются его потребностями. Для других существ, имеющих другую октаву вибраций и другие программы восприятия, эта же самая вселенная представлена иначе. И может быть множество октав вибраций, в которых живые организмы имеют свои программы восприятия и, соответственно свои миры. Тогда множественность миров можно сравнить с эфиром, заполненным всевозможными телепередачами на сотнях волн, каждая из которых будет восприниматься телеприёмниками, как отдельная телевизионная программа, а для живых существ – как отдельная изолированная вселенная. Таким образом, каждая вселенная – это своя октава вибраций, воспринимаемых человеком, или какой-либо сущностью. Тогда мы можем сказать – не вселенные или миры заселены различными формами жизни, а различные формы жизни своим восприятием создали соответствующие вселенные.
Мы говорим о многих вселенных или планах сознания, каждый из которых имеет соответствующие формы жизни. Но все эти вселенные не являются независимыми друг от друга и группируются вокруг человеческой вселенной. Шри Ауробиндо сказал, что человек живёт одновременно во многих мирах. Он имел в виду, что у каждого человека существует много тел, каждое из которых обитает на своём плане реальности. Эти тела можно рассматривать как сущностей, ведущих относительно независимый образ жизни на своих планах сознания (или планах реальности), и их можно определять, как субличности человека. Субличности потому, что они могут воспринимать человеческий план реальности, через человеческие органы чувств. Тогда каждая сущность или же субличность человека может осознавать не только реальность своего собственного мира, но и проявленного человеческого мира.
Человек воспринимает только одну октаву вибраций реальности, но его субличности, которые во многих случаях являются относительно самостоятельными существами, имеющими энергетическую природу, так же воспринимают реальность вселенной в каких-то своих октавах. Таким образом, одна и та же вселенная в зависимости от восприятия многими формами жизни превращается в бесконечный спектр вселенных. Поэтому Вселенную можно сравнить ещё с белым солнечным светом, который распадается на множество цветов, преломляясь в сознании различных форм жизни в различные миры. Следовательно, вселенные существуют только в восприятии живых существ. Когда мы говорим, что человек, в отличие от других форм жизни на Земле, имеет потенциальные возможности осознавать весь спектр частот вселенной, то имеем в виду, что все субличности человека однажды станут одной многогранной личностью Гностического существа, местом жительства которого станут все планы сознания Универсума. Если вновь вернуться к метафоре с белым солнечным светом, то Гностическое существо – это единство и гармония всего спектра света.
Есть ещё одна важная особенность человеческого существа – его способность творить реальность мира. Уже само человеческое восприятие является творчеством, потому что оно придаёт реальности те качества, которые она, в действительности, не имеет. В результате мы видим прекрасное или безобразное, или что-то по качеству между ними, хотя в реальности этих качеств не существует. И это понять можно, так как весь материальный мир – это всего лишь энергия, которая не только не имеет качеств, которые мы воспринимаем, но ещё и прозрачна. И, кроме того, в человеческом восприятии содержится эмоциональное отношение к тому, что им воспринимается. И это эмоциональное отношение входит в информационное поле Земли, или поле Шелдрейка, и этим самым становится заразным для тех людей, которые хоть в чём-то созвучны этим отношениям. Примером может быть вещизм, вожделение к деньгам, идея распада морали, или революционная идея и др.
Таким образом, Низшая сфера миров – это многоуровневое восприятие человеком и его субличностями непроявленной реальности мира. Можно сказать и так: низшая сфера миров – это человек, во всех его проявлениях. Причём, человеком осознаётся только малая часть реальности, всё остальное относится к его подсознанию, и даже частям его существа, которые относятся к несознанию. Тогда эволюция человека – это расширение его сознания, в сферу которого должны войти все его субличности. И тогда все миры низшей сферы с их энергией и силами должны не только осознаваться человеком, но и полностью подчиняться его воле.
В эволюции человека есть одна очень важная особенность, без которой у него не было бы будущего и, конечно же, ни о какой его эволюции не могло быть и речи. Эта особенность, связана с его возможностями, новые из которых раскрываются только тогда, когда прежние уже полностью открыты. Отсюда понятно, почему Шри Ауробиндо говорил, что все возможности должны быть открыты. Раскрытие возможностей на духовном пути можно сравнить с движением по тёмной пещере, когда путь человеку освещается только в пределах его следующего шага. Тогда человек видит пространство для своего следующего шага только тогда, когда завершён его предыдущий шаг, и возможности супраментального восхождения откроются только тогда, когда будут открыты и осознанны возможности низшей сферы миров.
Здесь необходимо коротко остановиться на открытии возможностей. Можно предполагать, что открытые негативные возможности будут большим препятствием во внутренней работе духовного искателя, и тогда зачем их открывать? Не лучше ли отвернуться от них, или как сказал Иисус Христос: «Если глаз твой соблазняет тебя, то вырви его и отбрось...». Отсюда стремление религиозных людей к уединению, подальше от всевозможных внешних соблазнов. Правда, остаются внутренние соблазны, от которых уединится невозможно. Да и положительные возможности, которые человек переживает как удовольствия, так же делают человека несвободным. Уже одно это свидетельствует, что для человека, избравшего духовный путь возможности используются для другой цели.
Человек, зависящий от привязанностей к проявленному миру, использует возможности для реализации их во внешнем мире; в то же время, духовный искатель использует проявления возможностей для формирования «Свидетеля» и освобождения от всех зависимостей, привязывающих его к ценностям материального мира. Возможности человека безграничны, хотя и пользуется он только ничтожно малой их частью. Их можно сравнить со ступенями бесконечной лестницы восхождения сознания. Этот Божественный дар является для человека обещанием его великого будущего. Каждому живому организму даны только те возможности, которые соответствуют его предназначению. Зная это, мы можем сказать, что современное человечество находится ещё в самом начале своего эволюционного пути.