Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

МИРОВОСПРИЯТИЕ И ОТНОШЕНИЕ К МИРУ

Петр Зорин

(из цикла ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ)

Мировоззрение – это поток, имеющий определенное направление. Поверхность его состоит из интересов, соответствующих направлению этого потока. Глубинная часть потока определяется генетической предрасположенностью, и, наконец, в основании потока мировоззрения находятся две, взаимодействующие между собой силы. Одна из них принадлежит восходящему потоку света-сознания, другая – потоку деструкции и нисхождения.

Будет более правильным, если мы рассмотрим формирование мировоззрения, начиная с его основания, состоящее из переплетения двух сил. Принято считать, что светлые силы увлекают всё живое на Земле к Божественному совершенству, поэтому их ассоциируют с Богом. В то же время тёмные деструктивные силы ассоциируются в религиях с Дьяволом или Люцифером, извечно противостоящим Богу. Но если мы признаем существование силы, которая противостоит Богу, тогда Бог не совершенен, потому что он не вездесущ, так как в Дьяволе его нет, во-вторых, он не всеведущ, потому что замыслы Дьявола скрыты от Бога. И, конечно же, он не всемогущ, так как не может уничтожить Дьявола. Так выглядит основа реальности мироздания, если принять религиозную точку зрения на те силы, которые управляют миром.

И есть ещё одна, очень важная грань реальности, в которой религиозный человек пытается отвергнуть Дьявола, не понимая истинного его предназначения, этим самым, отвергая Бога. Эти слова, возможно, звучат кощунственно для религиозного человека, независимо от того, какую религию он исповедует. Но для того, чтобы понять, каким образом мы, отвергая Дьявола, отвергаем Бога, нам нужно согласиться, что Бог не противоречив, вездесущ, всеведущ, и всемогущ. Если мы согласимся с этим утверждением, то тогда Дьявол должен занять в этой Божественной Вселенной определенное для него место и выполнять работу, которая необходима для эволюции всего сущего во Вселенной. Именно это имел в виду Шри Ауробиндо, когда сказал, что Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим. Религиозный человек считает Дьявола соблазнителем, извратителем, источником лжи, расставляющим на пути человека, стремящегося к исполнению своего Божественного предназначения на Земле, всевозможные ловушки и препятствия. Этот человек в своей молитве просит Бога: «…не введи нас в искушение и избавь нас от лукавого…», «…прости нам грехи наши…», чтобы он убрал все препятствия между собой и человеком. При этом никто из религиозных людей не думает, что приблизится к высочайшему Божественному можно только по созвучию с ним. Необходимо человеку внутренне измениться настолько, чтобы свет его сознания не был заслонён всевозможными его несовершенствами, и чтобы он был свободен от привязанностей к ценностям этого проявленного мира. И это для человека становится возможным только тогда, когда он осознает в себе эти несовершенства, осознает свои привязанности к ценностям материального мира. А осознать он может только в том случае, если они станут для него проявленными. Проявить же их может только Дьявол. Это он провоцирует человека на всевозможные низкие поступки, он привязывает его к ценностям этого мира и вызывает в человеке различные негативные состояния. Без его влияния человек не может осознать в себе всё то, что несовершенно. Дьявол играет на человеческих несовершенствах, проявляя их, и этим самым даёт возможность человеку осознать их и работать над ними, чтобы, в конце концов, они были трансформированы. Если же человек будет избавлен «от лукавого», который не будет искушать его, то все человеческие несовершенства так и останутся при нём неосознанными, и человек останется неизменным и ни на йоту не сможет приблизиться к Божественному. Не порождает ли это у нас мысли о том, что религии – это своеобразные буферные системы, создающие человеку препятствия на путях познания самого себя, чтобы стать более совершенным. Как может человек выполнить своё предназначение на Земле, если все его несовершенства останутся скрытыми от него, что, в конечном счете, остановит его эволюцию и, в конечном счёте, приведет его к деградации.

Есть ещё одна важная грань в религиях, утверждающих посмертное воздаяние, которое одних людей, ведущих нечестивый образ жизни на Земле, определит на вечные мучения в аду, а других – на вечную радость жизни в раю. Это очень странное утверждение. Действительно, в аду вместе с насильником Чикотило будет страдать и какой-то обыватель, который никого не убил, насилий никаких не совершал, был умеренно лживым, пытался как-то выжить в этом сложном мире, не отличался особой набожностью, не ходил на исповедь, не причащался, может быть крестился, проходя мимо храма, а на большее у него не хватало ни денег, ни времени. И вот, он в аду вместе с отъявленными насильниками, грабителями, олигархами, присвоившими богатства им не принадлежащие. Не спросит ли он, обращаясь к Богу: Боже, где у тебя справедливость, что ты поместил меня в ад вместе с этой шайкой насильников, грабителей и лжецов? И ещё спросит он Бога, почему он так жесток к человеческим слабостям и порокам? Грешит человек в течение своей короткой жизни, очень часто грешит по неведению, а потом посмертно расплачивается за миг греховной жизни вечными муками. Тогда в чём здесь проявляется Божественная любовь, сострадание и всепрощение? Не слишком ли жесток такой Бог, создавший этот мир. Чтобы выглядело посмертное наказание человека в аду более понятным, представим себе, господина, который за какой-то проступок наказывает своего раба розгами или батогами, в течение всей его жизни, не давая ему умереть и в то же время, не давая ему, хотя бы на время, отдохнуть от непрерывного мучительного наказания. Какое чудовище сделали люди из Бога! И для чего была так извращена посмертная реальность? Если сказать, что ад и рай были придуманы в религиях в назидание живым, чтобы они не грешили, то человек всё равно будет грешить, потому что грех для него приятен, а смерть и посмертное наказание будут ещё не скоро. Человек, практически, загнан в тупик –  с одной стороны дьявол всячески соблазняет его на всевозможные приятные, но греховные поступки, а с другой – он же устрашает его посмертным наказанием, которое будет мучительным и вечным.

Не лучше обстоят дела и в посмертном раю – вечном и неизменном. За миг человеческой жизни, в которой он был подобен всем остальным обывателям, заслуживающих посмертного ада, с тем исключением, что он был религиозен, не стремился выходить за пределы дозволенного, соблюдал посты, ходил на исповедь, причащался, подавал нищим, стоявшим у храма, совершал ежедневный пятикратный намаз, исповедовал все заповеди, читал Новый завет, Тору, Коран. Но этот религиозный налёт не мешал ему во всём остальном быть таким как все, за что их ждал посмертный ад. Принадлежностью к какой-либо религиозной конфессии человек зарабатывал для себя индульгенцию, позволяющую ему пройти в рай. В действительности такая идея не могла родиться в голове человека без помощи Дьявола.

И есть ещё одна очень важная причина, свидетельствующая, что религиозные идеи ада и рая, к реальности не имеют ни какого отношения. Такая идея пригодна только для статичной – неизменной Вселенной. Действительно, если ад и рай вечны, то о какой эволюции может идти речь? Одни вечно мучаются в аду, а другие вечно наслаждаются в раю только за то, что на Земле в течение короткой человеческой жизни одни из них грешили, а другие тоже грешили, но в то же время формально следовали догмам своей религии.

Глубже этого религиозного искажающего уровня реальности есть уровень, соответствующий Божественной реальности, в которой человек занимает место, подобающее его предназначению на Земле. Именно, этот уровень является проявлением божественного неискажённого намерения, в котором он разделился на два потока – восходящий и нисходящий. И если первый, восходящий, поднимает всё сущее к всё возрастающему совершенству, то второй, нисходящий, проявляет всё, что не соответствует большему совершенству и разрушает его, низводя на более низкие уровни деградации. Таким образом, эти два потока сознательной силы, могут выполнить Божественную эволюционную работу только при совместных направленных усилиях. Они не противостоят друг другу, но дополняют один другого. В религиях первый восходящий поток называют Богом, а второй, нисходящий – дьяволом.

А теперь представим себе что человека, исповедующего какую-либо христианскую религию, молитву которого услышал Бог, и создал для человека те условия, которые он просил для себя, а он просил Бога избавить от лукавого. И это однажды произошло – лукавый больше не проявлял в человеке его несовершенства, чтобы человек мог освободиться от них, и подняться на более высокую ступень эволюции сознания. И человек, в результате, остановился в своём развитии. Его жизнь стала подобной хождению по кругу. Он не может ни стать более совершенным, ни деградировать и быть разрушенным – что-то сходное с Агасфером, правда, он был бессмертным.

Интересно, но совершенно бесспорно, что искажающие реальность религии не случайно расположились в мировоззрении человека между потоком сознания Божественной эволюции и человеком. Но тогда, возможно, заменить религии на атеизм? В действительности, это ещё хуже, потому что это приведёт к полной потере направления, в котором должен совершенствоваться человек.  Останется только этот материальный мир и больше ничего. Материализм будет утверждать, что всё во вселенной возникло случайно, эволюция – это тоже случайный процесс, которого могло бы и не быть, и всё, что однажды возникло, должно однажды разрушиться. И тогда ничто во внешнем мире не имеет ни какого смысла, даже рождение и смерть – бессмысленны. Правда, остаётся страх смерти, жажда жизни и жажда удовольствий. Но во всём этом так же нет никакого смысла. Ни один из атеистов не ответит на вопрос, касающийся смыла его жизни. И жизнь человека становится подобной жизни животных, правда, думающих и говорящих. Для атеиста богом могут быть только деньги, а средствами служения этому богу является выгода. Комфортное состояние, переживаемое как благополучие, возникает, когда удовлетворяются потребительские интересы. Поразительно! Но во главе всех правительств мира находятся люди, поклоняющиеся богу денег. Более того, проводники идей этой атеистической религии, являются усердными исполнителями воли бога, символом которого в современном мире является бумажный доллар, а духом – нажива. Печально то, что такое усердное служение золотому тельцу приобрело наследственную основу и в современном мире рождается множество людей, которые уже изначально стремятся к наживе. Их интересы не выходят за пределы ценностей этого материального мира и для них чужды идеи истинного Божественного предназначения человека на Земле.

Итак, мы рассмотрели уровни человеческого мировоззрения, выраженность которых не для всех людей одинакова, но это только его статика, динамика же его имеет широчайший спектр и проявляется как при своём формировании, так и при взаимоотношениях с реальностью мира. Внешний мир создаёт условия, в которых формируется мировоззрение человека, в первую очередь через его интересы. В связи с тем, что всё живое стремится приспособиться к условиям своего существования, то это для человека является одним из основных факторов, влияющих на формирование его мировоззрения. А так как человек – второсигнальное существо, то очень большое воспитывающее значение, кроме всех прочих внешних влияний, имеет информация.

Мы живём в мире лжи, и особенностью информации является то, что она является переплетением лжи и правды. Более того, можно сказать, что она въезжает в человеческие умы и сердца верхом на правде, и выглядит как привлекательная оболочка, обещающая  реализацию человеческих надежд. Но внутри этой оболочки могут быть цели прямо противоположные. Каждый человек воспринимает окружающий его мир и взаимодействует с ним в соответствии со своим мировоззрением. Это одна из причин, почему власть в этом мире стремится формировать мировоззрения своих подданных, удобное для управления ими. При этом не приветствуется любовь к своей нации, бескорыстие, чувство достоинства и даже морали, потому что рабам эти качества не нужны, но зато поощряется толерантность, беспринципность и покорность. При формировании мировоззрения особое значение приобретает фиксация внимания на мелких и необязательных для жизни вещах, которые могут быть даже разрушительными для психического и физического здоровья человека. Дело в том, что настойчивая фиксация на каком-либо объекте ведёт к тому, что значимость его возрастает и может затмить собою все остальные действительные ценности мира.

Таким образом, мировоззрение это одновременно и поток, имеющий определенное направление, и судно, соответствующее направлению и предназначению этого потока. Формирование потока мировоззрения и строительство соответствующего судна, почти всегда происходит помимо желания человека, которому кажется, что он по своей воле приспосабливается к меняющимся обстоятельствам, и что он имеет свободу выбора. В действительности же, человек только щепка в общечеловеческом потоке жизни, и не в его воле управлять направлением своего движения.

Опубликовано