Волю можно рассматривать, как дерево, имеющее пять ветвей. Ствол дерева – это общая энергия воли. Каждая ветвь – это направление, в котором может быть применена воля. Рассмотрим основные ветви дерева воли. Первая ветвь соответствует воле, удерживающей внимание. Вторая ветвь обозначает волю, сдерживающую эмоции, побуждения, действия, не позволяя им раскрыться и реализоваться. Третья ветвь воли направлена на охрану состояния человека или направленности его активности от всевозможных внешних или внутренних влияний. Четвёртая ветвь воли определяет направление деятельности и преодоление препятствий, которыми чаще всего являются нежелание делать усилия в нужном направлении. Пятая ветвь воли направлена на сохранение усилия и непрерывности направленной активности. Ствол дерева воли – это не только общая энергия воли, но одновременно он определяет и удерживает общее направление деятельности человека, его интересов, и сохраняет целостность его личности.
Рассмотрим ветви дерева воли и способы их функционирования и развития. Первая ветвь – воля, удерживающая внимание. Удерживать внимание можно на каком-то действии, при наблюдении за какими-либо процессами, происходящими во внешнем мире, за внутренними состояниями. Для маленьких детей доступно удерживать внимание на каких-то действиях, которые они сами выполняют, но в то же время возникают большие трудности при удержании внимания, например, на тексте книги. Он может удерживать внимание при рассматривании картинки и то чаще в тех случаях, когда воспитатель рассказывает содержание этой картинки. Без пересказа содержания изображения и пояснения того, что изображают элементы рисунка, малыш может не понять, что изображено на нём и такой рисунок будет не интересен для него.
В связи с тем, что центральная нервная система у малыша находится ещё на стадии развития и ещё далека до своего окончательного формирования, для развития воли могут быть использованы лишь немногие упражнения. Например, положите на пол в виде прямой линии цветную тесьму – не важно, какого будет она цвета, главное, чтобы она была хорошо видна. Чем длиннее будет эта линия, тем лучше. Предложите малышу пройти по ней не оступаясь. Покажите ему как это надо делать. Превратите это упражнение в игру, в которой малыш соревнуется с вами. Не спешите побеждать вашего ученика. Если в начале этой игры вы проходите весь путь медленно, стараясь не оступиться, то потом, постепенно увеличиваете скорость. При этом, качество выполнения упражнения не должно страдать. После этого из этой тесьмы сделайте круг, который должен быть достаточно большим. И продолжите эту игру при тех же самых условиях. Затем сделайте спираль, после которой сделайте змейку.
Хорошо тренирует внимание, а, следовательно, и волю, упражнение с крупным бисером разного цвета, например красным и зелёным. Смешайте бисер по десять штук как одного, так и другого цвета и высыпьте их на стол перед вашим воспитанником. Поставьте перед ним две ёмкости, в которые он должен будет складывать бисер – во одну из них красный, а в другую – зелёный. Когда он это сделает, посмотрите сами, и дайте ему посмотреть содержимое этих ёмкостей – не перепутал ли он их. Потом всё это же сделайте сами, и, конечно же, на первый раз ошибитесь, чтобы ваш малыш не унывал, если у него что-то вышло не так. После этого смешайте бисер по двадцать штук и повторите упражнение. В начале не стремитесь это делать максимально быстро. скорость можно увеличить позже, когда малыш не будет ошибаться, сортируя бисер по цвету. Постепенно можно довести количество бисера до ста штук каждого цвета. Покажите вашему ученику, что бисер можно сортировать двумя руками. Причём, левой рукой нужно брать один цвет, а правой – другой.
И ещё одно очень эффективное упражнение, тренирующее волю и внимание: начертите циркулем две окружности – одна в другой. Размер их должен быть таким, чтобы между наружной и внутренней окружностями была дорожка шириной около одного сантиметра. Диаметр наружной окружности должен быть равен примерно, пятнадцати сантиметров. Дайте в руки малышу карандаш, можно цветной, или шариковую ручку. Главным качеством которых должна быть лёгкость нанесения линии. А теперь предложите вашему ученику провести линию в пространстве между внутренней и внешней окружностью, и при этом не прикоснуться ни внешней, ни внутренней окружности. Неровность линии – не имеет значения. При этом тренируется не только воля, которая должна удерживать внимание, но и координация рук.
Для детей старшего возраста и взрослых тренировка воли, удерживающей внимание, может быть несколько иной. Например, чтение текста на определенное время, с последующим пересказом его содержания, определение его смысла. Так как сила воли создаёт оболочку для канала внимания, то любые действия или состояния, на которые может быть направлено внимание, являются одновременно и тренировками воли. Например, обучение быстрому чтению в компьютерном варианте, одновременно является упражнением, тренирующим волю. Решение головоломок, когда требуется полное сосредоточение на решаемой задаче. Причём, наиболее важным является начало работы по сосредоточению внимания. В дальнейшем, когда человек захвачен темой, на которой сосредоточено его внимание, тренировки воли не происходит, так как при этом канал внимания уже сформирован и требуется незначительные усилия, чтобы поддерживать его. Эти усилия человек может даже не осознавать.
Вторая ветвь обозначает волю, сдерживающую эмоции, побуждения, действия, не позволяя им раскрыться и реализоваться. В этой ветви воли концентрация её направлена на сдерживание не только эмоциональных состояний и действий, но и неадекватных мыслей, которые могут реализоваться в неадекватные ситуации слова. Воля здесь подобна плотине, сдерживающей напор воды. Для того, чтобы воля в этом случае была эффективной, необходима восприимчивость и бдительность. Различного рода состояния и побуждения легко могут быть сдержаны, и человек может не позволить им реализоваться, если вовремя осознает их начало. Его целью при этом должно быть изучение осознанного состояния, что в конечном счёте нейтрализует его и проблема будет снята. Но это не значит, что после этого можно расслабиться, потому что позади состояний всегда есть определенные силы, которые заинтересованы в реализации этих состояний. Они хотят, чтобы человек под влиянием этих состояний действовал, и этим самым стал причиной таких же состояний у других людей. Этим силам необходим эффект домино, который приведёт к выбросу целой лавины энергии. И если человеку удаётся купировать, например, состояние агрессии, то, возможно, эти силы подкараулят его, когда он будет расслаблен и не бдителен, и повторно атакуют его. Обычно внешний повод для появления низких состояний или даже влечений, часто бывает незначительным, но возникшее состояние, в результате воздействия внешних причин, в резкой степени усиливает обоснованность ответных реакций. В результате человек попадает в порочный круг, каждый виток которого усиливает внутренние состояния и ответные внешние реакции. И это будет происходить до тех пор, пока сущности, раскручивающие в человеке эти состояния и внешние реакции, не исчерпают адекватную этим состояниям всю доступную им энергию. Человек только тогда может освободиться от влияния сил, управляющих и его состояниями, и его внешними реакциями, когда будет принимать возникающие внешние ситуации и ответные внутренние состояния за уроки, которые даёт ему Божественный. Каждый такой урок, если он правильно выполнен – это шаг на пути к свободе.
Для детей раннего возраста этот уровень тренировки воли пока ещё недоступен, но их уже можно ориентировать на осознание эмоциональных состояний и желаний. Правда, в раннем возрасте они способны осознавать эти состояния задним числом, потому что захваченность эмоциональными состояниями дети переживают тотально, и в этот период они не способны отстраняться и быть свидетелями своих эмоций или состояний.
Для того, чтобы это стало возможно для малышей в более раннем возрасте, необходимо развивать в них абстрактное мышление, но об этом мы скажем позже, в соответствующей статье.
Третья ветвь воли направлена на охрану состояния человека или направленности его активности от всевозможных внешних или внутренних влияний. Здесь волю можно сравнить со щитом, или крепостными стенами, защищающими от нападения всевозможных врагов. Для детей раннего возраста возможно только сохранение направления внешней активности. И только в более позднем возрасте они будут способны фиксировать своё внимание и удерживать его на определенных внутренних состояниях, возникающих в ответ на нисхождение более высокого сознания. Для того, чтобы ваш воспитанник обратил внимание на внутренние помехи направлению его основной деятельности, его надо спрашивать: что его отвлекло? В каком месте, в проекции на его тело, в нём появился интерес к чему-то ещё, кроме тех занятий, которыми он занимался? Почему изначальные занятия стали для него не интересными? На все эти вопросы вашему воспитаннику надо отвечать, а это невозможно без осознания тех состояний, которые в нём возникали. И это первые шаги формирования «Свидетеля» у вашего воспитанника. В дальнейшем, если вы будете внимательны, ко всему, что проявляется у вашего малыша, в период вашего общения с ним, ваши вопросы всё в большей мере будут поворачивать его внимание во внутрь себя. И это очень важно. Для подростка и взрослого человека наблюдение за своими состояниями, не составляет больших трудностей, если у них достаточно выражена соответствующая мотивация.
Четвёртая ветвь воли определяет направление деятельности и преодоление препятствий, которые чаще всего проявляются в нежелании делать усилия в нужном направлении. Любому осознанному направлению воли противостоят силы, препятствующие воле. И тогда, когда энергии воли достаточно, человек не осознаёт это противостояние и с большой охотой делает то, что считает необходимым. Но со временем, усилия воли слабеют, так как в её распоряжении становится всё меньше энергии, и однажды человек может отказаться от осознанных усилий. В это время он перешагивает черту, за пределами которой начинается его умирание. Для того, чтобы отодвинуть эту черту, необходимо не позволять тамасу овладевать человеком, преодолевать неохоту, что будет являться не только тренировкой воли, но и приобретением энергии, без которой невозможна любая деятельность.
Пятая ветвь воли сосредоточена на сохранение усилия и непрерывности направленной активности. Воля тренируема, и если человек осознаёт, что в период выполнения какой-либо работы он часто отвлекается, то он должен сделать свою волю устойчивой. Для этого необходимо отстранять всё, что отвлекает внимание и делать это неукоснительно до тех пор, пока внимание не станет устойчивым. Большинство людей горячо берутся за тренировки воли, но достаточно быстро остывают и всё возвращается на круги своя. Для того, чтобы желание тренировать волю не остывало, необходимо хотя бы раз довести сеанс тренировки до конца. Здесь имеется в виду систематическое отстранение любых помех, отвлекающих от какой-то работы, до тех пор, пока эти помехи перестанут возникать. При этом возникает состояние единства работающего и работы, что человеком переживается, как состояние радостного подъёма. После этого у человека будет не только пример результатов такой работы, но и уверенность, что эта работа ему по плечу.
Ствол дерева воли – это общая энергия воли, которая одновременно определяет и удерживает общее направление деятельности человека, его интересов, и сохраняет целостность его личности. Другими словами – воля сознательна и определяет, и удерживает направление мировоззрения человека, которое может быть обширным, глубоким и узким, и мелким, хотя иметь при этом одно и то же направление. В таком случае, мы мировоззрение можем сравнить с кораблём, на котором установлено оборудование, необходимое для выполнения его предназначения, и двигатель необходимой мощности, вращающий гребные винты. В этом примере воля – это маршрут, которому будет следовать корабль и капитан, управляющий всеми службами корабля.