РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Внимание человека может быть произвольным и непроизвольным. В первом случае человек намеренно направляет и удерживает своё внимание на объекте или процессе, во втором – внимание не зависит от воли человека. В основном непроизвольное внимание следует за часто меняющимися событиями, или направляется на то, что возникает неожиданно. Это одна из причин привязывания внимания человека к мелькающим телевизионным рекламам, сменяющимся событиям телефильмов. Непроизвольное внимание иногда на длительное время задерживается на процессах или на событиях, которые вызывают определенной интенсивности эмоциональные состояния. Особенностью эмоциональных состояний является их способность навязывать человеку направленную активность, которая поддерживает эти состояния. Отсюда возникают определенные трудности, когда человек должен оставить какую-либо компьютерную игру, прекратить смотреть, например, футбольный матч, или какой-либо фильм, сюжет которого вызывает напряжённые эмоциональные состояния – человек не может выйти из этого процесса, или, по крайней мере, испытывает интенсивное желание не оставлять его.

Если произвольное внимание требует от человека какого-то усилия воли и, поэтому, этим видом внимания человек может управлять, то непроизвольное внимание не требует от человека никаких усилий воли, так как его вниманием в этом период управляет внешний мир. Для внимания «внешним миром» могут быть не только объекты или процессы, воспринимаемые человеком при помощи органов чувств, но и различные ощущения, возникающие в человеческом теле, или эмоции, появляющиеся по какому-либо поводу.

Ещё одним отличием произвольного внимания от непроизвольного, является направление потока энергии. При произвольном внимании от человека в сторону заинтересовавшего его объекта течёт поток энергии, и отражаясь от этого объекта, возвращается к человеку, неся в себе определенную информацию. Такой осознанный процесс имеет большое значение, так как влияние на него воспринимаемого им внешнего мира, в этом случае, минимально. При непроизвольном внимании, человек пассивен и не только не управляет своим вниманием, но подчиняется внешним влияниям, которые в этот период трансформируют его сознание в соответствии с внешними обстоятельствами.

Отсюда мы можем сделать вывод, что для развития творческих способностей человека необходимо, чтобы он пользовался произвольным, осознанным вниманием. Перед ним не должно быть большого количества объектов, которые могут отвлекать его внимание, разделяя его на много ветвей. И есть ещё один очень важный фактор – у человека должна быть цель и материал для творчества.

Но даже если всё это имеется, то до творчества ещё очень далеко и причиной этому является опять-таки внимание. Оно должно быть устойчивым, а для этого необходимо определенное время. Этому в значительной мере способствует у взрослых – интерес или чувство долга и настойчивое возвращение внимания к той работе, которой он занимается, у детей – положительная эмоция. В этой статье мы рассматриваем творчество детей. Для этой цели можно использовать различные головоломки и «конструкторы». У малыша должен быть только один конструктор. Первые модели он должен собирать совместно со своим воспитателем. При этом, малышу показывается как находить и соединять детали конструктора по соответствующему рисунку. Объясняются причины ошибок. В конце, когда модель собрана, следует радостно объявить, что малыш собрал модель сам, а я только немного подправлял этот процесс. Нужно радоваться результатам работы малыша, говорить, что у него умелые руки и сильная воля, потому что при сборке модели он совсем не отвлекался и был очень внимателен. После этого можно переходить к сборке более сложной модели. При этом следует предоставлять малышу больше самостоятельности. Ни в коем случае не раздражаться, если что-то делается неправильно, но очень спокойно поправить его, и это сделать так, чтобы он не почувствовал себя виноватым или неумехой. При обучении ребёнка не должны использоваться слова, которые оскорбляют и унижают его, не говорите, что он плохой – он не плохой, но некоторые его дела могут быть неправильными, потому что он ещё многое не знает и не умеет. Не должно быть раздражения, ни при каких обстоятельствах, и он не должен себя чувствовать виноватым в чем-либо. Необходимо подмечать каждый, даже незначительный, его успех и радоваться ему. Как мы уже говорили, у вашего воспитанника при его работе, например, с конструктором и вообще, в любой работе, должны быть положительные эмоции. У вас не должно быть нетерпения и спешки. Вы знаете, что у маленьких детей внимание неустойчиво и очень быстро устаёт. Поэтому, вашу конструкторскую работу перемежайте какой-либо весёлой игрой – поиграйте в прятки или в жмурки, при этом не спешите находить его, пусть он находит вас чаще, чем вы его.

Закончив собирать одну модель, не спешите переходить к другой – ваш малыш должен поиграть с тем, что он создал из отдельных элементов конструктора. И только тогда, когда вы увидите, что вашему малышу надоедает играть с созданной им моделью, предложите ему собрать следующую модель. И так продолжайте до тех пор, пока он легко не будет собирать все модели, для которых предназначен приобретённый вами конструктор. После этого, вы можете купить другой конструктор, из которого можно собрать другие модели.

Не покупайте вашему воспитаннику готовые игрушки, которые можно только механически передвигать – это может в какой-то мере занять его, но для его развития никакого значения иметь не будет – напротив, это будет воспитывать в нём потребителя, а не творческого человека. Потребитель – это раб вещей, для приобретения которых он работает и это рабство может стать хронической болезнью, от которой трудно избавиться.

Для того, чтобы мышление стало творческим, необходима для него опора, – умение решать задачи по конструированию моделей любой сложности, но к этому можно подойти только постепенно. Обычно дети начинают конструировать что-то своё только тогда, когда они исчерпали возможности конструкторов, с которыми они работали, и поняли принцип сборки моделей.

Приобретая новые конструкторы, не следует убирать конструкторы старые, так как ваш малыш в своём творчестве, возможно, будет использовать одновременно детали, которыми он прежде уже пользовался.

Творчество невозможно без образного мышления, развитию которого способствуют всевозможные головоломки типа пентамино или трёхмерные пространственные, которые нужно уметь не только разбирать, но и собирать. Развитию образного мышления содействуют и некоторые элементарные математические манипуляции. Например, вы кладёте на стол пять спичек и предлагаете малышу сосчитать их. Затем накрываете их листом бумаги и говорите, что от пяти спичек вы убираете две. Предложите ему посчитать, сколько спичек осталось.  А потом скажите, что к трём оставшимся спичкам вы добавили ещё три. Сколько спичек стало? Для малыша вначале такого рода операции достаточны в пределах одного десятка, и всё это надо считать, не поднимая листа бумаги – он должен видеть спички в своём воображении.

Продуктивность образного мышления значительно возрастает, если у малыша достаточно развито абстрактное мышление. Кстати, слова человеческой речи – это абстрактные символы, имеющие различное значение. Для того, чтобы манипулировать абстрактными числами, необходимо найти для самых различных предметов абстрактное определение. Например, спички – это предметы. Пуговицы, ложки, фасолины, стаканы и т. п. – это тоже предметы. И тогда манипуляции со спичками можно заменить манипуляциями с предметами. Например, предлагаете малышу к четырём ложкам прибавить три груши. Он должен ответить, что получиться семь предметов.

Но не всё можно обобщить при помощи слов – предметы, например, прибавьте к стакану воды две капли молока – сколько всего будет? Три предмета? Или три объекта? Для того, чтобы сложить жидкость и твёрдые предметы необходима для них абстрактная мера, например – грамм или килограмм. И тогда можно к двум граммам воды добавить один грамм песка. Или к ста литрам или килограммам воды можно прибавить пятьдесят килограммов металлолома. Другими словами – абстракция объединяет неоднородные предметы, вещества, идеи и т. п. Для творчества абстракции имеют очень большое значение, так как рождение чего-то нового, творение возникает на стыках разнородных процессов, идей, конструкций, явлений. И не забывайте, пожалуйста, что все эти манипуляции должны происходить в игровой форме, чтобы малышу всё, что вы даёте ему, было интересно. Не порицайте его за неудачи, потому что, если у ребёнка что-то не получается, то не потому, что он плохой, а потому что вы сами недостаточно умелый воспитатель, так как не смогли воспитать в нём соответствующие навыки.

Методика, которая здесь предлагается для развития творчества малыша, не является исчерпывающей, так как предполагается, что воспитатель является творчески мыслящим человеком, и зная принцип работы с детьми в этом направлении, может создавать самые разнообразные техники, чтобы однажды у малыша появилось стремление к познанию реальности мира во всех его гранях. Это стремление к всезнанию важно, так как одним из его элементов является творчество, без которого человек в этом проявленном мире – только запрограммированный робот.