Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЗАМЕТКИ О ТОЧКЕ СБОРКИ

--

 Существует несколько различных систем взглядов на человеческое существо: материалистический, мистический, религиозный... Каждая такая система влияет на наше восприятие реальности, заставляя видеть одно и не обращать внимание на другое. При изучении предмета в учебном заведении такая система прочно врастает в наше сознание, закрепощая его. В социальной жизни это позволяет нам говорить с другими на одном языке, что несомненно приносит пользу. Но для тех, кто стремится развивать своё сознание, может быть полезно совмещать различные системы взглядов, чтобы понимать нюансы происходящих в нас процессов. Чем более тонкие детали происходящего нам понятны, тем более тонким становится наше сознание. Чтобы провести некоторые параллели, связывающие различные системы взглядов, на сайте появилась эта тема.

_________

 

Само понятие и термин "Точка сборки" появилось для читающей публики с выходом в свет книг Карлоса Кастанеды об учении толтеков, которое индеец из племени яки Хуан Матус передавал Кастанеде в течение ряда лет. Сейчас этот термин встречается довольно часто, но само понятие различные авторы интерпретируют по-разному, поэтому предлагаемый очерк представляет собой попытку автора оформить это понятие, сделать его более чётким, и поэтому более осязаемым и понятным.

 

1. Описание понятия, его история и смысл

 

В традициях толтеков человеческое существо представляет собой кокон овальной (яйцеобразной) формы, имеющий вполне конкретные внешние границы, и состоящий из  неисчислимого количества светящихся сознательных волокон. Эти волокна имеют начало внутри кокона, но определить, откуда конкретно они начинаются, невозможно, поскольку внутреннее пространство кокона представляет собой внутреннюю вселенную человека. Внутренняя вселенная столь же бесконечна, как и Вселенная внешнего мира, в которой мы живём, но представляет собой не пространство, наполненное галактиками, звёздами и планетами, а пространство тонкого мира, индивидуального и не повторяющегося никогда. Человеческое тело представляет собой внешнюю форму этой внутренней вселенной, а энергетический кокон является границей между внутренней вселенной и внешним миром. При этом коконы разных людей схожи между собой по спектру излучаемых частот, но каждый конкретный кокон имеет свой собственный и неповторимый спектр, хорошо различимый для нашего подсознания, но редко воспринимаемый сознанием человека.

Подсознательная сфера человеческого существа переводит информацию в язык эмоций, которые являются энергетическими импульсами, проходящими по волокнам, из которых состоит кокон человека. Животные имеют похожее строение существа, но верхняя часть их кокона развита значительно слабее. Сами волокна – сознательны, и когда в человеке, осознанно или неосознанно, активен определённый набор волокон, на внешнем плане мы видим проявление определённый набор его психоэмоциональных состояний. Набор этих состояний у каждого человека индивидуален, как и спектр вибраций его сознания и существа в целом.

В любой момент бодрствования в человеке активно несколько волокон, находящихся рядом. Их активность определяется наличием энергии, что и воспринимается сознанием видящего, как свечение небольшой области кокона. Именно эту светящуюся область в традициях толтеков, а теперь и вообще в оккультном понимании и называют точкой сборки сознания. Слово "сознания" обычно в обиходе опускается, что и приводит к некоторым недоразумениям при использовании понятия и термина "точка сборки". Сила светимости точки сборки сознания тем выше, чем большей энергией обладает человеческое существо в данный момент. А спектр светимости и расположение точки сборки на поверхности энергетического кокона определяется частотой вибраций сознания человека в данный момент.

На ранних этапах развития сознания человека – имеется ввиду не возраст биологического существа, а эволюционное состояние сознания – светимость точки сборки может быть обнаружена в основном только в нижней части кокона. В йоге это соответствует работе нижних чакр: муладхаре и свадхистхане, иногда – и манипуре. Зона манипуры является верхней границе нижней части кокона. Она же является верхней частью миров Низшей природы, к которым относится нынешняя человеческая цивилизация и весь земной мир, воспринимаемый обычными органами чувств.

В процессе эволюции у человека появляется светимость в верхней зоне кокона, что соответствует активизации анахата чакры и находящегося за ней психического существа. В людях, стоящих на начальных ступенях эволюции, свечение точки сборки в верхней части существа бывает только в период влюблённости, и то лишь недолгое время. На более высоки ступенях развития свечение верхней части кокона бывает значительно чаще и это кардинально меняет поведение и сферу интересов человека.

Сила, управляющая зоной светимости в человеке, является его Высшее Я – Дживатман, или Истинное Я – психическое существо. В толтекской традиции понятие психическое существо отсутствует, как и в других эзотерических и духовных традициях, поэтому толтекам вряд ли был известен принцип эволюции сознания, описанный Шри Ауробиндо. Этот принцип не предполагает деградации души (психического существа), как это говорится в других направлениях йоги, но говорит о том, что душа эволюционирует постоянно, со временем выходя на всё более высокие уровни сознания. При этом точка сборки сознания занимает на коконе человеческого существа всё более высокие области и спектр её свечения всё дальше удаляется от красного (муладхара чакра) и всё более приближается к фиолетовому (сахасрара чакра) и далее. Энергия, которая при этом проходит по волокнам человеческого существа, становится всё более интенсивной, и выдержать её силу и мощь без длительной подготовки не может никто. Эта подготовка и происходит при эволюционном росте сознания: в каждом следующем воплощении человеческое существо и тело в частности, получает те возможности, что необходимы  для выполнения очередных задач на этом пути.

 

2. Соотношения между сознательными волокнами, каналами тонкого тела  и физическим телом

 

Когда мы занимаемся какой-либо деятельностью, нам требуется для этого энергия определённого вида в необходимом для этого количестве. Это означает, что волокна, входящие в состав энергетического кокона, должны находиться в активном состоянии длительное время и поставлять эту энергию. Если количество или качество энергии падает, то и светимость точки сборки падает, воля слабеет, и человек совершает ошибки или вовсе теряет возможность продолжать данный вид деятельности без отдыха.

Фраза академика Павлова о том, что "Лучший отдых – это смена форм труда" справедлива в том смысле, что при этом активность одних волокон, поставляющих энергию и активизирующих сознание в данной области, уменьшается, и в них идут процессы восстановления и накопления затраченной энергии. При переключении внимания на другой вид деятельности, эти волокна переходят в пассивное состояние, что и является для них отдыхом. В витальном и эфирном теле каждому из этих сознательных волокон соответствует свой энергетический канал (см. каналы нади в терминологии Веданты). В физическом теле им соответствует кровеносная, лимфатическая и нервная системы. Точки акупунктуры представляют собой места, где в физическом теле соединяются энергетические каналы нади и волокна, о которых говорят толтеки.

Система волокон связывает нашу внутреннюю вселенную с объектами внешней Вселенной, которые обе бесконечны. Но внешняя, проявленная Вселенная существует в физическом пространстве, а внутренняя вселенная человека стоит за его тонким телом. Чакры являются своеобразными точками перехода, говоря техническим языком – ретрансляторами, через которые в тонкое тело человека поступает энергия из различных миров внутренней вселенной, входящих в её состав. Количество основных миров внутренней вселенной – пятьдесят, по числу лепестков в чакрах, не считая сахасрара чакры – тысечелепесткового лотоса, связывающего человеческое существо с мирами САТ-ЧИТ-АНАНДЫ. В терминологии толтеков этот план бытия обозначен, как ОРЁЛ, стоящий над всем нашим миром. Туда – или оттуда (?) так же идут сознательные волокна, представленные в человеческом коконе, но они имеют принципиально иные качества, отличные от качеств волокон из нижней части кокона. Без активности волокон верхней части кокона ни человек, ни любое биологическое существо существовать не может.

Можно заметить, что на плотном плане система, снабжающая физическое тело питательными веществами, кислородом и обеспечивающая контроль и управление телом, представлена как минимум, тремя различными типами веществ и энергий. В системе каналов тонкого тела такого кардинального разделения нет. Но сознание, которым обладает человек, не в состоянии точно и досконально охарактеризовать типы энергий, идущих по каналам нади или по волокнам, идущим в коконе человеческого существа. Правда ясновидящие в состоянии определить некоторые особенности событий, которые произойдут с человеком в будущем. Это означает, что есть возможность осознать некоторые из энергий, и характер их проявления в будущем. Но поскольку для интерпретации и передачи информации об осознанном, сознание всегда пользуется умом, а обычный ум является внешним атрибутом по отношению к кокону - летуном, то правильность интерпретации всегда зависит и от широты сознания человека. Важна способность воспринимать и интерпретировать энергии, приходящие к нам из тонкого мира – фактически из будущего, и способность изложить воспринятое на понятном себе и людям языке.

Образы, которые человек способен воспринимать сознанием, являются сочетанием энергий, приходящим из внутренней вселенной через волокна. Если человек обладает достаточным сознанием и волей, он в состоянии в некоторой степени регулировать работу этих волокон, что в йоге и психологии соответствует умению контролировать свои эмоции и мысли. Ни один человек не в состоянии увеличить количественный состав волокон своего кокона, но всегда есть возможность увеличивать пропускную способность одних и уменьшать её у других волокон. Так человек может управлять некоторыми своими возможностями. В этом смысле, как легко можно догадаться, развитие верхней сферы кокона является синонимом эволюции сознания, а развитие нижней в ущерб верхней – его деградацией. Развитие средней части – экватора кокона, соответствует развитию возможностей в социальной сфере нашего мира.