Мать, соратница Шри Ауробиндо, говорила, что в духовной практике большое значение имеет состояние прозрачности. Особенность этого состояния заключается в недоступности духовного искателя влияниям низшей природы. Внешний мир – это не только манифестация низшей природы на материальном плане, но и проявление динамической Божественной воли, целью которой является эволюция сознания человека. И, для этого, внешний мир несёт в себе все необходимые подсказки человеку, идущему духовным путём. В свою очередь, человек должен воспринимать мир, как череду уроков Божественного, выполнив которые, человек воссоединится со своим источником. В этом случае реальность материального мира предстаёт перед человеком не как поле его деятельности, в которой он может быть успешным или же напротив, не иметь успеха, но как школа, в которую он входит вместе со своим рождением и оставляет её, когда заканчивается его срок жизни на Земле. И если его решение использовать внешний мир, как школу, в которой он должен достичь определенного совершенства, непреклонно, то очень скоро Божественный учитель будет давать ему именно те уроки, к выполнению которых он готов. При этом духовный искатель будет постоянно получать подсказки, идущие из его истинного сердца, в которых он будет получать необходимые знания методов работы над собой.
Низшая природа использует внешний мир, для того, чтобы улавливать человеческие души и привязывать их к ценностям этого мира. И человек, оказавшись в её ловушках, может навсегда остаться в пределах владений князя мира сего. Но те люди, которые используют ловушки внешнего мира как уроки на внутреннем пути, со временем становятся недостижимыми для сил низшей природы. Все её ухищрения, направленные на улавливание человеческих душ, оказываются для духовного искателя средствами его внутреннего совершенствования. И чем больше стараются тёмные силы увлечь человека всевозможными соблазнами этого мира, тем эффективнее становится его внутренняя работа.
И однажды духовный искатель станет полностью недоступным силам низшей природы – это то состояние, которое Мать назвала прозрачностью. Этот переходный период внутренней работы, когда привязанности к ценностям материального мира больше уже не являются для человека балластом, имеет чётко очерченные симптомы – человек освободившийся от привязанностей испытывает состояние одиночества, оторванности от своей опоры, которой для него прежде был этот материальный мир. Это переживание может быть очень острым и необходимо собрать свою волю и не позволить себе вернуться к прежнему образу жизни обывателя.