Чувство собственной важности и жалости к самому себе - эти два полюса опираются друг на друга и иногда их трудно отделить одного от другого. Самомнение человека всегда выше, чем мнение о нём других людей. И что интересно, так это то, что мнение человека о себе ни на чём не основано, а те основания, которые кажутся человеку очевидными, в действительности, не стоят выеденного яйца. Одной из особенностей чувства собственной важности является его стремление к запредельности: если я хороший, то лучше меня никого нет; я самый умный, по крайней мере, умней тех, которые меня окружают; я самый опасный, самый страшный, самый отвратительный и т.п. Уже одно это говорит, что самомнение человека – это нечто самостоятельное, он просто есть, ему нужна пища и оно всеядно.
Человек, страдающий чувством собственной важности, всегда недоволен тем социальным положением, которое он занимает, всегда недоволен отношением к нему, так как он достоин лучшего и большего. Все претензии у него обращены к внешним обстоятельствами, которые неблагоприятны для него, и вообще этот мир полон несправедливости и этому примером является он сам.
В основе чувства собственной важности и жалости к самому себе лежит гордыня. С одной стороны человек возносится над другими людьми, стремится выглядеть господином над ними, более значимым, чем они, поучать их, а с другой – он нуждается в их сочувствии, жалости к нему, потакании его слабостям, которые он оправдывает внешними обстоятельствами. Таким образом, гордыня похожа на двуликого Януса и поворачивается то одним, то другим лицом к реальности в зависимости от обстоятельств. Иногда эти два лица могут себя проявлять одновременно, например, «избранный народ» одновременно утверждает всеми способами своё величие и в то же время стремится вызвать чувство жалости у других народов, и для этого используются неблагоприятные для него исторические события, апофеозом которых является холокост. Кстати, о холокосте, после окончания Великой Отечественной войны никакой речи не было. О нём стали говорить значительно позже. В действительности, гордыня не нуждается в каком-то обосновании, она просто есть сама по себе, и это чувство собственного величия ни один человек объяснить не может. И причина этому в том, что она не принадлежит человеку, но Люциферу, является его духом, опорой и оправданием его существования, которое не нуждается ни в какой логике.