Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СМИРЕНИЕ И ПОКОРНОСТЬ

Петр Зорин

Смирение воина – это обнажение себя перед самим собой. Разумеется, это обнажение не физическое, но внутреннее, при котором снимаются покровы эго. При этом духовный воин не скрывает от себя даже самые ничтожные мелочи. И это он делает, не только обнажая свои отрицательные качества личности, но и положительные. И, кажется, зачем обнажать перед собой свои положительные качества, если человек и так знает о себе всё хорошее. Но всё-таки это необходимо сделать, так как положительные качества бывают двух видов. Одни из них являются только масками, скрывающими позади себя отрицательные качества, другие, действительно положительные стороны нашей личности, могут служить пищей для нашего эго. Когда мы хотим казаться хорошими, положительными, то это только маски, ну а если мы гордимся собой или любуемся своими способностями или качествами, и нам хочется, чтобы люди знали об этом, то это пища для нашего эго. Смирение воина – это его не только беспощадность в исследовании самого себя, но и несогласие, и отвержение любых реакций эго.

Но тогда встаёт вопрос: как обнаруживать в себе реакции эго, когда они, эти реакции, тщательно скрываются им. Человек, очень часто, даже не знает, что им управляет эго, и диктует ему способ взаимодействия с реальностью этого мира. И не только диктует, но и оценивает значимость всего и всех в этом мире и критически относится ко всему, что не соответствует его оценкам. Кстати, слово – Сатана на русский язык переводится ещё, как – Критик. Люди критикуют то, что не совпадает с их мнением. Хотя, на самом деле, любые мнения не являются истиной, но только малой частью её. Тогда наши мнения и критика мнений других людей – это одно из средств, при помощи которого Сатана разделяет людей, противопоставляет их друг другу и даже делает их врагами. И, кроме того, каждый человек, настаивая на своём мнении и не принимая мнения других людей, ограничивает себя в возможностях познать истину. Правда каждого человека – это только его мнение о чём-либо, и только мнения всех людей составляют истину. Это можно сравнить со спектром солнечного света, каждая часть которого – ещё не солнечный свет, и только все его части в целом подобны изначальному солнечному свету. Отсюда, важность принятия мнений других людей по какому-либо вопросу, так как в этом случае человек в какой-то степени приближается к истине.

Для того, чтобы обнаружить в себе проявления эго, необходимо помнить, что внешний мир, во всём его бесконечном разнообразии – это только зеркало человека и в этом у нас не должно быть ни каких сомнений. И в любых взаимоотношениях человека с внешней реальностью проявленного мира, исключений из этого правила не бывает. Для примера можем взять эпизод с физическим насилием, которое иногда испытывают на себе некоторые люди. Человек, пострадавший от насилия, может недоумевать, так как он никогда не совершал насилия над другими людьми, то почему судьба так жестоко обошлась с ним? Насилие не всегда бывает физическим, оно в своих проявлениях может иметь бесконечное разнообразие. Например, один человек даёт другому человеку книгу, так как содержание её показалось ему интересным, и он хочет, чтобы этот другой человек прочитал её. Через неделю он спрашивает этого человека о содержании этой книги – понравилось ли оно ему? – Я не успел прочитать её, был ответ, но как только у меня появиться время, так я прочту её. Через неделю его вновь спрашивают о том, понравилось ли ему содержание этой книги? – Я всё еще не прочитал её, но она лежит на моём рабочем столе, и я постараюсь в ближайшее время прочитать её. Через неделю вновь вопрос:

– Ну и как вам показалась эта книга? Человек, взявший для прочтения книгу, чувствует себя неудобно – он обязан читать эту книгу, но ему теперь совсем не хочется это делать. Он даже чувствует себя  виноватым перед человеком, который дал ему почитать эту книгу.

И ещё пример насилия. Вам звонят по телефону, но вы очень заняты и извиняетесь перед абонентом, что не можете уделить время для разговора с ним.

– А когда я могу вам позвонить, можно сегодня вечером? У меня как раз будет свободное время.

– Извините, но сегодня вечером я буду занят.

– А когда можно будет позвонить завтра?

– От семнадцати до восемнадцати часов. Назавтра звонок в самое неудобное для вас время – срочные дела на работе и за вами заехала машина.

– Добрый вечер. Вы вчера обещали выслушать меня  от семнадцати до восемнадцати часов. Сейчас у вас есть время?

– Извините, но я и сегодня не могу уделить вам времени. Я очень занят!

– Но вы же вчера мне обещали!

– Больше никогда, никому, ничего обещать не буду,  раздражённо думаете вы, одеваясь на ходу…

Это всё варианты насилия, и примеров такого рода можно привести как угодно много.

Но насилие может быть и над собой, и тогда мы начинаем носить вериги, становимся столпниками, аскетами, так как предполагаем, что через насилие над собой можем придти к совершенству. Таким образом, если в  человеке в какой-то форме проявляются элементы насилия, то внешний мир обязательно это отзеркалит, но по-своему. Люди всегда поворачиваются к проявленному миру теми сторонами своей личности, которые созвучны этому миру. Да и мир поворачивается к людям созвучной им стороной.

В этом созвучии есть ещё одна важная сторона – если человек по своей внутренней сути является рабом, то эта его психологическая особенность обязательно будет привлекать тех людей, которые будут проявлять по отношению к нему тенденцию господствовать над ним. И наоборот, человек осознающей себя господином, постепенно, даже не желая этого, соберёт вокруг себя почитающих его рабов. И если в каком-то народе появится группа хищников, грабящих и притесняющих народ, то вокруг этой группы обязательно образуется прослойка жертв, которые своё жертвенное положение будет использовать как пищу для своего эго. Но при этом могут появиться и те, кто будет не согласен с засильем хищников и будет отвечать им той же монетой, возможно, в другой форме.

Здесь у людей может возникнуть вопрос: а когда мы при внутренней работе не потакаем нашим желаниям или побуждениям, то ведь это тоже насилие над собой – я чего-то хочу, но воздерживаюсь, не позволяю своим желаниям или эмоциям реализоваться. Вы,  отвергая побуждения ваших желаний или эмоций, делаете насилие не над собой, ваши усилия направлены на освобождение вас от насилия со стороны вашего эго, которое для этой цели использует вашу эмоциональную сферу, и при этом вы стремитесь освободиться от влияний внешнего мира.

Исходя из сказанного, можно быть уверенным, что зеркало внешнего мира постоянно обращает наше внимание на различные грани нашей личности. И если мы будем достаточно осознанны при взаимодействии с внешним миром, то все, даже самые незначительные проявления нашего эго, будут лишены масок, и тогда наша работа, при достаточной настойчивости будет сделана.

 

Опубликовано