СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ И РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Жизнь человека подобна реке, направление движения которой определяется двумя обстоятельствами. Первое из них – это наклон земной поверхности; второе – берега, ограничивающие её стремление растекаться вширь. Благодаря этим обстоятельствам река приобретает глубину и направленность своего движения. Но у реки есть ещё одно качество – течение её может быть устремленным – быстрым и ленивым и медленным. Все эти качества реки имеют полное созвучие с качествами человеческой личности. Человек, так же как и река сам не определяет направление своей жизни. Оно определяется силами, стоящими позади человека – его истинной части и его эго. Если в человеке преобладает его Центральное существо и его истинное «Я», то внешний мир для него становится школой, стартовой площадкой, оттолкнувшись от которой, он устремляется вверх, к реализации своего истинного предназначения. Если же в нём преобладает влияние эго, то внешний мир становится полем его деятельности, в котором начинают и заканчиваются все его цели. Причём, если продолжать сравнение с рекой, деятельность человека в материальном мире с его ценностями, может быть направленной и интенсивной – это исследователи, бизнесмены, политики и бесформенной, не имеющей ограничивающих берегов – это потребители. Но возьмём ещё один пример с рекой, которую перегородили дамбой, – она разольется, и превратиться в озеро или в болото. Так и человек, если ограничить его деятельность в этом мире, полностью лишить его самостоятельности, то начнётся его деградация. Обратите внимание, если река ограничена только своими берегами, то это придает ей направленность, глубину и действенную силу. Если же её лишить берегов или же напротив, ограничить дамбой, то во всех этих случаях река деградирует. Тогда полные ограничения так же разрушительны, как и полная свобода. Полные ограничения – это тюрьмы, лагеря, превращение человека в раба. А полная свобода – это царство потребителя, который тянется ко всему, что кажется ему привлекательным. В действительности потребитель является таким же рабом всего, к чему влечёт его потребительская жажда, и, кроме того, потребителем легко управлять, используя его потребности. Потребителя можно сравнить с ослом, перед мордой которого держат пучок сена и он, стремясь достать его, тащит за собой воз с поклажей. Обратите внимание – раб это осёл, которого погоняют, а потребитель – это такой же осёл, который тащит такую же поклажу, но только это он делает сам, добровольно, пытаясь достать то, что для него желанно.

Итак, ограничивающие берега делают поток реки направленным и глубоким. Эти берега, река создала для себя сама, своим настойчивым трудом и постоянством. У реки есть цель, которую определила себе не она сама, но внешние обстоятельства. Если бы у реки была бы возможность осознавать себя, то она бы сказала, что направление, в котором она течёт, она выбрала сама, и оно ей очень нравится.

Если ещё раз сравнить человека с потоком реки, то мы увидим, что человек может быть эффективным при стремлении к своей цели, если он ограничивает себя в том, что не соответствует его цели. В самом начале своей жизни, когда человек ещё не достаточно осознаёт себя, направление его судьбы должны определять его родители, ограничивая от всего, что не соответствует избранному ими направлению. При этом, родители действуют как опытные скульпторы, отсекая всё лишнее, и в то же время, они не злоупотребляют своей волей, и направляют русло его жизни в сторону его позитивных предрасположенностей. В то же время, они не должны навязывать ему те направления, которые им кажутся более предпочтительными по сравнению со всеми другими, так как жизнь каждого человека содержит в себе свой индивидуальный опыт, в основании которого лежит его предназначение на Земле.