Любые события, происходящие в этом мире, имеют много уровней своей значимости. Это связано с тем, что незначительное событие имеет свой конкретный смысл и свою завершённость, но, входя как часть, в событие большее, оно приобретает другое значение. В конечном счёте образуется своеобразная мозаичная картина жизни, которая по мере формирования не только разрастается вширь, но и в глубь. В наиболее глубокой смысловой части этой картины жизни заложены не только значение всей картины, но и её цель, которую с позиций отдельного события определить невозможно.
Сознание людей, подобно их мозаичным картинам судьбы. В нём есть мелкие и поверхностные части, которые соприкасаются с другими такими же или более крупными частями, в сумме представляя всю мозаику сознания с его широтой и глубиной. Тот путь, который они проходят в своей жизни – это путь их сознания. И тогда мы можем с уверенностью сказать, что человек воспринимает мир в такой полноте, которая соответствует ему самому. При этом восприятие реальности мира происходит послойно, как в окружающем человека мире, так и в сознании человека. Другими словами, вначале человек осознаёт какую-то поверхностную часть реальности мира, своей соответствующей поверхностной частью. Затем, при повторном прохождении этой же самой части человек осознаёт его более глубокую часть и это осознаётся более глубокой часть его сознания и т. д. Но люди не бывают одинаковыми – одни из них очень поверхностны и их удовлетворяет то, что на поверхности в реальности этого мира, а всё остальное им не интересно и даже безразлично. Другие имеют практически бездонную глубину своего сознания и в соответствии с этим бесконечные возможности в познания реальности мира.
При внешних контактах, как с первыми, так и со вторыми людьми может возникнуть иллюзия их сходства между собой, которое заключается в их возвращениях к своему прошлому опыту, к тому, что уже было пройдено прежде, прочитано, прослушано, просмотрено. Но это сходство только внешнее, так как первый вспоминает только то, что однажды вызвало в нём какой-то интерес, то второй это делает потому, что он, пройдя поверхностные уровни воспоминаний, может прикоснуться к чему-то более глубокому, к смыслу того, что прежде было скрыто от него. Тогда для такого человека воспоминание – это путь познания реальности мира и познания самого себя. И каждый раз, когда человек пытается осознать в себе нечто глубокое, прежде недостаточно осознанное, он должен пройти поверхностные уровни тех событий, которые были когда-то в прошлом. Именно они, эти поверхностные уровни фактических событий, являются опорой безобъектной памяти человека. Но для свидетелей таких воспоминаний достаётся только эта поверхностная их часть. Им и невдомёк, что, вспоминая какие-то события, человек, возможно, неожиданно для самого себя осознал ещё какую-то их более глубокую грань, более значимую, что то, что находилось на поверхности. Фиксация внимания на каком-то объекте, будет ли это уже произошедшее событие, или какая-то идея, или что-то прочитанное, или просмотренное - всегда ведёт к тому, что человек начинает углубляться в то, что он вспоминает, или на чём фиксировано его внимание. По мере того, как продолжается эта фиксация или повторяются воспоминания, важность этого факта или события нарастают.
Люди иногда снова и снова возвращаются к какому-либо тексту или событию, потому что они ещё не насытили всю глубину своего сознания смыслом этого текста или события. Разумеется, это происходит в тех случаях, когда внешние реальности имеют много уровней своей глубины и, сознание человека, соответственно достаточно глубокое.
Но, нередко бывают такие случаи, когда человек вспоминает какие-то витальные переживания, прежде захватившие его. При этом его сознание вовсе не углубляется в эти переживания, но повторно наслаждается ими или их значением для своей собственной персоны.