Люди сетуют на кратковременность человеческой жизни, и, кажется, это должно заставить их относится ко времени, которое подарила им судьба, более бережно, заставить их задуматься о смысле жизни. Это действительно происходит, но только тогда, когда от жизни остаётся совсем небольшой отрезок времени, да и состояние, в котором находится человек в конце своего земного существования, не является самым лучшим для решения этого вопроса. И вместо того, чтобы передать своим наследникам решение этого вопроса, ответ на который меняет всё в человеческой судьбе, люди как стрекоза из басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» бездумно проживут свою жизнь, не ответив на самый главный вопрос своей жизни – для чего я живу?
Есть несколько ответов на этот вопрос и каждый из них в какой-то степени правилен. Одни люди считают, что они живут для себя, и глубоко убеждены, что от такой короткой жизни нужно успеть взять как можно больше, и не только от своей. Это паразитическое, извращённое мировоззрение, позади которого есть истинные знания, что от жизни нужно взять всё, что необходимо на путях, ведущих к совершенству всего своего существа. Другие утверждают, что смыслом жизни является семья и дети, и они так же правы по-своему, так как эта идея лежит в основе всей жизни на Земле. Третьи считают, что нужно жить для своего народа, и это тоже верно, так как жить для себя – это путь, ведущий к деградации. В то же время жить для своего народа – это, значит, делать свой народ сильным, способным выжить в самых сложных внешних условиях, что в свою очередь гарантирует выживание каждого человека в нём. Выживание и единство народа предохраняют его от деградации, а это важно в эволюции сознания человека. Есть люди, которые стремятся в течение своей жизни реализовать какую-то свою высокую идею – и это тоже правильно, так как они раздвигают горизонты мира, без чего никакая эволюция сознания невозможна. И есть те, которые считают, что условия на Земле, в которых они существуют – это школа, в которой человек должен использовать всё, что предоставляют ему обстоятельства, для того, чтобы выполнить своё земное предназначение. Они знают, что их истинная часть – Психическое существо – получает необходимый для его роста опыт человеческой жизни и когда возможности человека для получения этого опыта будут исчерпаны, его физическое тело умрёт. Они осознают, что их внешняя часть, которая воспринимается как совершенно самостоятельное существо – это только своеобразный биоробот, средство, через которое Психическое существо в этом материальном мире может получить опыт. Как любое средство, пришедшее в ветхость, выбрасывается, или разрушается, так и физическое тело, ум и витал человека, возможности, которых полностью исчерпаны, не могут служить средством для получения Психическим существом необходимого опыта, и оставляются им – человек умирает.
Каждый шаг, духовного искателя связан со смертью того, что не созвучно с этим шагом. В человеке должно умереть не только то, что осталось неизменным, но и то, что препятствует восхождения сознания. Психическое существо входит в человеческую жизнь для получения определенного опыта, и приходит время, когда этот опыт завершается, и независимо от возраста человека, его жизнь, в связи с этим, приходит к своему завершению. Это невольно порождает у человека вопрос: тогда почему Шри Ауробиндо ушёл из жизни, оставив своё физическое тело, не успев завершить супраментализацию своего физического тела?
– Потому, что человечество на современном этапе ещё было не готово к тому, чтобы в нём появилось супраментальное гностическое существо. Для человечества это было бы разрушительным физически. Когда Шри Ауробиндо сказал, что он вернётся на Землю в супраментальном теле через триста лет, то он сказал это, потому что знал, что на Земле к этому времени будут другое человечество, имеющее более высокое сознание.