Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ДУХОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Петр Зорин

2012-06-14

Когда мы говорим о духовных отношениях между людьми, зная такие примеры, как Шри Ауробиндо и Мать, Сатпрем и Суджата, то при этом почему-то не думаем, что духовные отношения могут быть только между духовными людьми. И духовные отношения не могут быть односторонними, потому что с недуховным человеком невозможно общаться, оставаясь на духовном уровне, потому что такое общение будет им неправильно понято или не понято никак. И, конечно же, ответная реакция недуховного человека будет соответствовать ему самому. И, наконец, что такое духовность – это что, религиозность, а духовные отношения – это общение на библейские темы? Но сама по себе религиозность может не иметь никакого отношения к духовности. И может ли, например, Патриарх Гундяев Кирилл, сколотивший себе миллиарды на безвизовой торговле сигаретами и спиртными напитками, называться духовным лицом? Или, может быть, духовность – это информированность – чем больше информации содержит в своей памяти человек, тем он более духовный? Тогда, говоря о духовных отношениях, мы будем иметь в виду общение на различные «умные темы»? На самом деле, духовность – это состояние человека, стремящегося к восхождению своего сознания, и не только мечтающего об этом или читающим духовную литературу, но работающим над собой в этом направлении. Духовность не может быть каким-то модным увлечением, так как на путь, ведущий к совершенству сознания, человек становится по зову своего сердца. И однажды человек осознает, что этот путь является смыслом его жизни. Человек, идущий духовным путём, стремится к полной свободе от привязанностей к материальному плану этого мира, и не только от материальных его ценностей, но и витальных привязанностей.

Человек – многогранное существо, и не все его части одновременно принимают путь совершенствования, и соглашаются отказаться от материальных и витальных ценностей проявленного мира. И даже тогда, когда человек, кажется, окончательно утвердился на духовном пути, низшая его природа иногда пытается, и не безуспешно, взять реванш и тогда это переживается как падение. Но в то же время, это свидетельствует, что ещё многое в человеческом существе должно быть осознанно и трансформировано. На этом этапе внутренней работы духовных искателей, между ними иногда возникают периоды высокого созвучия, которое совсем не обязательно сопровождается вербальным общением. В этот период между ними возникает радость духовной общности, объединяющей их, и это единство бывает настолько глубоким, что любые слова могут быть неуместными. Человек, хотя бы однажды переживший радость духовного общения, знает, что основой его является высокое духовное состояние, однажды возникшее в нём в результате упорной внутренней работы. Ни один из духовных искателей не знает, когда может возникнуть это духовное состояние и не существует способов, при помощи которых это состояние можно удержать. Оно приходит, когда человек внутренне готов к нему, и уходит, если человек даже на время потерял направление духовного пути. Можно как угодно много говорить о духовности, в реальности не зная, что это такое. Можно предполагать, или даже быть уверенным в том, что где-то можно более успешно идти духовным путём, и искать эти места по всему свету. Но в реальности, каждый человек должен делать свою внутреннюю духовную работу там, где он живёт. По крайней мере, для большинства людей это так. В тех случаях, когда для духовной работы человеку действительно необходимо поменять место жительства, то это произойдёт для него естественно без особых усилий. И совершенно бессмысленно стремиться к духовным отношениям с другим человеком, не будучи сам духовным. Нужно во всём полагаться на Божественную волю, и не только в том, где должно быть место жительства, наиболее полно способствующее внутреннему совершенствованию, но и кто будет спутником жизни. Это совсем не означает, что человек должен пассивно сидеть и ждать когда ему принесут билет в другой город, в котором его ждёт квартира с хозяйкой в придачу. Возможно, всё было бы приблизительно так, если бы человек мог осознавать волю Божественного и следовать ей. Примером этому может быть жизнь Шри Ауробиндо и Матери, но человек ещё во многом руководствуется требованиями своего эго и, поэтому путь его полон проб и ошибок. Но всё это принесёт ему только духовный опыт, если он будет искренним на внутреннем пути.