Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ФАКТЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ часть 2

Петр Зорин

2012-06-11

Когда мы говорим о гармонии человека с окружающим его миром, то очень часто упускаем истину, что человек не может быть гармоничным здесь и сейчас, если он не имел такой гармонии в прошлом, потому что каждый человек, живущий в настоящее время, является производным своего прошлого. И если он в прошлом жил в дисгармонии с реальностью окружающего его мира, то, как он может сегодня стать гармоничным. Наше прошлое – это не то, что осталось в прошлом – мы несём его в себе и сегодня. Оно просто ушло в подсознание и оттуда при адекватных обстоятельствах влияет на нас сегодняшних.

События, которые мы пережили в прошлом, можно рассматривать с фактической стороны и со стороны оценочной, которая в значительной мере влияет на нашу сегодняшнюю личность. Фактическая реальность событий – неизменна, так как изменить что-либо, когда это уже произошло, невозможно. Можно добавить к произошедшему, если оно по нашему мнению неправильно, какие-то другие события, чтобы хоть как-то компенсировать то, что уже произошло, но это уже не изменит того, что ушло в прошлое. Есть такая пословица: «Слово не воробей, вылетело, не поймаешь». Конечно, можно извиниться за сказанное, но оно уже сказано.

Зная это можно подумать, человек с тёмным прошлым, обречён на соответствующее будущее. И тогда какой смысл в том, чтобы извиняться за сказанное или сделанное. Остаётся сказать людям, что я такой и принимайте меня таким, какой я есть. Более того, такому человеку думать о какой-либо духовной практике – не имеет смысла, потому что прошлое его, как тяжёлый балласт будет всегда тянуть его вниз.

Решение этого вопроса зависит от того, чему мы придаём большее значение – событию или его оценке? Здесь, под событием мы понимаем всё то, что уже произошло. Различные люди одним и тем же событиям придают не одинаковую оценку, например, грабители ограбили магазин и положительно оценивают это событие. В то же время директор магазина даёт этому событию прямо противоположную оценку. Один человек, прожигая свою жизнь, в конце её может сказать, что пожил на славу, а другой скажет, что жизнь его прошла бессмысленно.

Но тогда наше будущее формируется из наших поступков в прошлом или же из наших оценок, которые мы когда-то давали этим поступкам? Наши оценки всему, что происходит вокруг нас и в мире, а так же с нами самими – это только мнения, а вот сами события – это реализованные знания. Здесь под знаниями понимается поток причинно следственных отношений, который проходит через всё сущее и управляет им. Знания существуют за пределами ума, который может оперировать только проявленными знаниями, и тогда, когда эти проявления уже ушли в прошлое. Ум не способен осознавать «здесь и сейчас». Знания может воспринимать только сердце, а ум умеет только оперировать мнениями, из которых он делает выводы, считая, что это и есть знания.

Человечество, в отличие от животных, живёт в мире значимостей – люди всему дают оценки, которые в значительной степени условны и изменчивы. Интересно, но объекты и события для человека очень часто играют второстепенную роль, и на первое место для него выходит их значимость. А так как не существует эталонов значимости, то она, чаще всего определяется произвольно. Это создаёт возможность заинтересованным людям создавать иллюзии значимости не только материальных вещей, но и событий и различных идей, которые, нередко, носят деструктивный характер. Но для заинтересованных в этом людей, такого рода извращения проходят безболезненно, так как, ещё раз повторяю, не существует эталонов значимости. Поэтому, например, чёрный квадрат Малевича может стоить многие миллионы долларов, а человеческие жизни могут ничего не стоить, целомудрие может расцениваться, как позор, а разврат – достоинство. Значимость денег – всего лишь бумажек с определенными картинками, – имеет наивысшую ценность, а человеческий труд, производящий реальные материальные ценности, может оцениваться в гроши. Истинная значимость всего сущего нашего мира, отделённая от реальности, превратилась в абстрактный символ, что породило на Земле ложь. Отделение значимости от реальности произошло при помощи ума, который по природе своей является манипулятором. Но манипулировать знаниями невозможно – реальность мира оставляет позади себя глубокие следы, которые нельзя изменить, но ум нашёл выход, он проявил, прежде скрытую значимость всего, и стал манипулировать ею. Проявленные значимости он разделил на хорошие и плохие, полезные и вредные, выгодные и невыгодные, и стал использовать их для организации человеческих взаимоотношений, для определения направлений, в которых человек должен действовать и формирования смысла жизни. Такого рода манипуляции стали возможны только потому, что возможность действий и их направленность во многом зависят от их оценки по шкале значимостей. Человека надо убедить, что какое-либо направление более значимо, и он будет строить свою жизнь так, чтобы проявлять активность в этом направлении. Но, не зная истинных намерений манипуляторов, он может двигаться в направлении своей деградации и даже разрушения.

Кроме внешних влияний, определяющих выбор направления активности человека, на отношения с реальностью мира влияют и различные его внутренние состояния, которые могут меняться в непредсказуемых направлениях. Таким образом, направленность внешней активности человека подобна броуновскому движению, идёт от одной значимости к другой. Человека в этом случае ещё можно сравнить с ослом, перед которым впереди держат пучок душистого сена и он бежит к нему и тянет за собой арбу, а сено для него только приманка, имеющая для него определенную значимость. Обратите внимание, что этого осла не нужно подгонять кнутом, и даже не нужно управлять им при помощи вожжей, им можно управлять пучком сена. Разве не в таких ослов пытаются превратить современное человечество современные властители мира, навязывая людям, как высшую ценность, идею потребительства? Они и не замечают, что сатанинские силы уже давно превратили их самих в ослов, но вместо пучка сена перед их глазами маячит вожделенная власть.

Итак, какими мы являемся в настоящем, зависит от того, какими мы были в прошлом. Заметьте, речь здесь совсем не идёт о событиях человеческой жизни, а о значениях этих событий. Другими словами, хороший или плохой человек определяют не его дела, а оценка этих дел. И изобретательность ума в этом не знает границ. Например, грабёж России, которые устроили большевики после Октябрьской революции, назвали – экспроприацией экспроприаторов. Правда, потом Ленин перевёл это на русский язык – сказал: грабь награбленное. Террориста могут назвать борцом за свободу своего народа, а присвоение немногими избранными государственной собственности – ваучеризацией. Терпеливость раба, назвали толерантностью, проститутку – путаной, убийцу – киллером и всё это и ещё многое другое стало выглядеть благообразно, приемлемо и даже привлекательно. Таким образом, намеренное изменение значимости прошлых событий, может в корне поменять всю человеческую жизнь. И если при этом повысить значимость того, что было малозначимым и понизить значимость того, что было прежде очень значимым, то ни отдельно взятый человек, ни народ, после этого станут для самих себя и тех, которые их окружают, неузнаваемыми. Отсюда можно сделать вывод, – для того, чтобы изменить направление своего будущего, необходимо дать другую оценку своему прошлому. Примеров, этому в истории современной России предостаточно.

Для духовного искателя важно менять не оценки тех событий, которые происходили в прошлом, а изменить смысловую направленность этих событий. Действительно, своё прошлое можно считать потоком событий, имеющий определенную направленность, и её можно рассматривать, как результат многих последовательных случайностей. Духовный искатель, с позиций сегодняшнего дня, может осознать, что эти, так называемые случайности, вовсе случайностями не являются, так как они, в результате, привели его к духовному пути. Он может осознать, что в его прошлом было много эпизодов, когда он мог поменять направление своей жизни, и сегодня по этой причине он, возможно, был бы далёк от духовного пути. И тогда ему может придти осознание, что выбор путей, которыми он шёл в своей прошедшей жизни, был не случайным – что некто, неосознаваемый вел его от одного события к другому, к сегодняшнему дню. Переоценив, таким образом, события прошлого, в котором не осталось ни хорошего, ни плохого, но только то, что было необходимым для будущей духовной работы, человек, этим самым, изменит направление своей жизни в будущем.

И ещё один вопрос о морали, которая в человеческом обществе определяется значимостями. Если духовный путь ведёт человека за пределы зависимостей этого мира, в котором одной из ценностей является мораль, то как эта ценность будет реализовываться у духовного искателя? Ответ может быть только одним – каждый шаг человека на внутреннем пути контролируется его сердцем. Оно определяет правильность его мыслей его витальных реакций и его действий во внешнем мире. Для того, чтобы духовный искатель был гармоничен со своим сердцем, ему необходимо быть внимательным к его сигналам и искренним в своих устремлениях.