Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ТАЙНЫ ИСПОЛИНОВ И КАРЛИКОВ

--

Государство можно сравнить с боевым роботом разобранным на части. До тех пор, пока он разобран, он не опасен. Ещё такое государство можно сравнить с потенциальным исполином, но только потенциальным. А может быть и карликом. И это зависит от многих причин, например, количество населения в этом государстве, его духе, его устремлённости, культуре и миролюбии (или воинственности); какие идеи могут быть объединяющими этот народ. Например, величие народа и законная для него власть над миром. Стремление выжить, когда вопрос стоит о жизни или смерти. Просветительская миссия и величие народа, несущего эту миссию. Но среди многих факторов, способствующих объединению народа в нечто целостное, которое мы можем назвать исполином или карликом, великой силой является патриотизм – любовь народа к своему отечеству и своей нации. Конечно же, любой, объединённый какой-либо идеей, народ не обязательно должен быть или исполином, или карликом. Между ними может быть множество переходных вариантов.  И определить, какой народ, объединившись, может стать исполином или карликом, или займёт какое-то промежуточное между ними место, можно по их отношению к другим народам. Разъединённый народ подобен разобранному на части устройству, которое в собранном виде может быть очень эффективным в своём проявлении и совершенно незначимым, когда каждая его деталь отделена от другой. Разъединённый народ можно ещё сравнить с грудой строительного материала, который в проекте может стать прекрасным дворцом или крепостью. Что может получиться из этого материала пока можно только предполагать, но и предположения, когда речь идёт о народах, может быть очень важным, потому что позволяет нам осознать, в каком мире мы живём.

Народ, который объединён идеей патриотизма, своего величия и своего великого предназначения среди других народов, народ – исполин, который не испытывает страха перед соседними народами, и в то же время не жаждет владеть их землями, всё делает для того, чтобы все нации, входящие в его состав, были одинаково почитаемы, все культуры – свободны в своих самовыражениях. Такой народ, следуя своим высоким целям, не позволяет проявляться в своей среде всему низменному и разрушительному. Для него единство в духе  важнее, чем единство в богатстве.

Когда народ, объединившись вокруг великой идеи, становится исполином, то его, прежде потенциальные, возможности раскрываются в полной мере, в его стремлениях нет ничего унижающего другие народы, и он не стремится ослабить их, чтобы на этом фоне выглядеть ещё более внушительно. Ему не надо лгать о своей истории, потому что она и так соответствует его духу, корни которого глубоко проросли в его героическое и высокое прошлое.

Но, исполины могут быть и рангом пониже. Их объединительная идея может быть основана на превосходстве своей основной нации или расы над другими народами мира. И народ, объединённый этой идеей, воодушевленный своим возможным великим будущим, даёт согласие на реализацию войн, ведущих к захвату чужих территорий и уничтожению других народов. Вера народов в своё великое предназначение не только объединяет их, но и пробуждает в них великий созидательный и воинственный дух.

Существует ещё множество других вариаций исполинов, которых уже трудно относить к тяжеловесам, они скорее принадлежат к карликам, но тщательно скрывают это, надевая на себя величественные маски, принимая соответствующие позы, становясь на ходули и натягивая на головы высокие шапки. Они всячески подчёркивают своё великое прошлое и своё великое предназначение, на Земле. Но так как большинство других народов объединённых какой-либо идеей, могут превосходить их по всем параметрам, то задачей таких карликов, выдающих себя за исполинов, не позволить, чтобы другие народы объединялись внутри себя. А если всё-таки такая тенденция где-то и намечается, то сделать всё, чтобы этого не произошло. Карлики знают, что всё высокое объединяет людей и стремятся среди других народов утверждать всё низкое. Они знают, что идеи превосходства не только объединяют людей, но и вызывают у них стремление покорять другие народы и повелевать ими. Поэтому они внушают народам их неполноценность и даже ничтожность, а чтобы эти внушения были более успешны, они занимают центральные позиции в тех странах и тех народах, которые оказались под их влиянием. Для карликов очень важно, чтобы все народы считали себя неполноценными или хотя бы в чём-то ущербными, а чтобы лишить их энергии, которая им необходима для объединения, они делают их в чём-либо виноватыми. Есть ещё одна очень важная особенность карликов – все дела в этом мире они стремятся делать не своими руками. Это часто позволяет им избегать ответственность перед теми, которых они используют для своих целей. . Карликов можно сравнить со сплочённой группой вымогателей, которые снимают подати с торговцев на рынках. Это им легко удаётся, так как торговцы разобщены. Примером могут быть отношения и в животном мире, в котором хищники, паразитирующие на своих жертвах, например, гиены, сначала разделяют стада травоядных, а потом выбирают ту жертву, которая, по их мнению, кажется более слабой. Существует такая летучая фраза: «разделяй и властвуй». Следуя этой идее, карлики стремятся разрушить единство других народов, опустить их до низшего животного уровня, на котором народ легко становится их жертвой.

 Любой народ или даже целое государство, если он не объединён какой-либо идеей – это аморфная бессильная субстанция. Его дух словно спит, но он может проснуться, если его разбудит какая-либо опасность или же какая-то объединяющая идея.

У Ивана Ефремова есть интересный рассказ: «Хозяин бухты». В нём он описывает существо, живущее в бухте, кажется в одном из островных государств Азии. Это существо в обычном состоянии распылено в водах этой бухты, что создаёт иллюзию полной безопасности не только для водных обитателей, но и человека, оказавшегося в этих водах. Но периодически в этом существе просыпается голод и оно, прежде распылённое и бесформенное, собирается в единое тело, которое обволакивает жертву, переваривает её и после этого вновь уходит в состояние рассеяния. В рассказе Ефремова такой объединяющей идеей является голод.

У карликов есть одна любопытная особенность – они нуждаются в том, чтобы их периодически били, преследовали. Они же карлики и их может преследовать даже тот, кто аморфен. И тогда люди, входящие в тело этого карлика, как составные его части, теснее прижимаются к общему телу, как бы ища у него защиты. И это помогает карлику более эффективно выживать, становиться сильнее и даже преуспевать в мире, в котором так много для него проблем.

В нашем современном неспокойном мире очень остро стоит проблема господ и рабов, независимых и зависящих. Трудность этой проблемы в том, что люди пытаются решить её внешними средствами, хотя эта проблема внутренняя. Внешние условия могут быть какими угодно, а внутри себя человек может быть или рабом или свободным человеком. И внешними средствами эту проблему ещё никому не удавалось решить.

Мы говорили об исполинах и карликах и тех народах, которые ещё не имеют формы. В действительности эти состояния зависят от внутренних состояний человека. И, не важно, будет ли это целый народ, какое-либо объединение, например, семья, или отдельно взятый человек – они по своему духу и своим отношениям с внешней реальностью могут быть исполинами, карликами или ещё кем-то между ними, или ничтожествами. Реально внутренне независимых, свободных людей в мире очень мало. Подавляющее большинство людей на Земле – в той или иной степени рабы, но они почти всегда, не знают об этом. Стремясь к богатству, значимости, власти, почестям, удовольствиям, презирая тех, которые находятся ниже их в социальной пирамиде человечества, – они пытаются компенсировать своёго внутреннего раба, одевая его в значимые одежды господина. Отсюда – избыточная внешняя роскошь, нескончаемый эскорт, сопровождающих президента машин (в одном из последних посещений президентом России Медведевым Франции, парижане были поражены величиной его эскорта). Рабы, мнящие себя господами, выглядят значимо только для тех, которые сами являются рабами. И это делает для нас понятным усилия рабов, стоящих у власти, уничтожить всё значимое зависимых от них народов, заставить их преклоняться перед собой, сделать их виноватыми и ничтожными. Без этого рабы, стоящие у власти не могут в достаточной степени наслаждаться своей властью. Но при этом они всё равно остаются рабами, потому что внешними средствами самого себя изменить невозможно. Для того, чтобы что-то изменить в себе, необходимо осознать в себе свои несовершенства, захотеть трансформировать себя, и в этом направлении прилагать настойчивые усилия до полной победы над своей низшей природой. В этом направлении особенно показательна работа Ивана Ильина – одного из философов русского зарубежья, который обвиняет себя в своих собственных несовершенствах и причастности себя к несовершенствам общемировым. Его чувство вины в корне отличается от вины религиозной, которая требует от человека внешнего смирения, накладывает на него епитимьи. Вспомните инока Николая Некрасова, который должен был срезать ножом вековой дуб, чтобы освободиться от бремени грехов. Вина Ивана Ильина – это не только осознание своих несовершенств, но и скорбь о человеческой несознательности, которая вводит людей в заблуждение и закрывает от них их истинное предназначение на Земле. И это ещё его твёрдая решимость изменить себя, стать на путь, который соответствует Божественному предназначению человека в этом мире. Это смирение воина, в отличие от религиозного смирения раба. Существует тонкая внутри и более грубая и отчётливая снаружи, грань между чувством вины раба и духовного воина, которое делает раба – слабее, а воина – более сильным, чем он был прежде.

К свободе человека может привести только его сердце, которое недостаточно открыто, а может быть и совсем закрыто у человека – раба, что и делает его рабом. И оно так же закрыто у людей, живущих своим умом. Это люди – плоскатики, которые не знают что такое третье измерение, присущее сердцу. Нужно отличать людей умных от мудрых. Средневековая инквизиция была устроена умными людьми, потому что ум найдёт всему обоснование и оправдает то, что оправданию не подлежит. Мудрый человек осознаёт необходимую гармонию мира и направляет людей, уклонившихся от неё, на пути их предназначения. Мудрый человек не может быть жестоким, и он не может быть глупым, потому что глупым может быть только ум, но не сердце. Исполины – это люди, живущие сердцем, ум для них – только послушный помощник.  В то же время карлики и в своём восприятии мира, и в своём отношении к нему, опираются на свой ум. Не может человек, живущий умом, быть исполином и быть свободным. И только осознав свою внутреннюю несвободу, осознав ложность её путей, человек, живущий умом, может стать на путь открытого сердца.