Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ОБЫВАТЕЛЬ И ДУХОВНЫЙ ИСКАТЕЛЬ

Петр Зорин

Обыватель и духовный искатель живут в разных мирах значимости, вложенных в одну и ту же реальность проявленного мира. Для обывателя внешний мир – это единственная реальность, в которой он должен быть успешным, для его собственного выживания. Для духовного искателя – внешний мир со всеми его проблемами – это путь его восхождения, на котором каждая проблема и каждое падение – это уроки великого Божественного учителя, которого каждый духовный искатель несет в самом себе.

Существует чёткая граница, отделяющая обывателя от человека, идущего внутренним путём.

Обыватель прилагает усилия, направленные во внешний мир, чтобы приспособить его для своего более комфортного проживания в нём. Духовный искатель прилагает усилия, направленные вовнутрь себя, чтобы освободиться от привязанностей к ценностям внешнего мира.

Для обывателя важен результат его усилий, и для него важны внешние ценности (язык не поворачивается назвать их человеческими), такие как – богатство, слава, почести, власть, удовольствия. Для духовного искателя важен сам процесс, путь, делание, и он не стремится получить вознаграждение за свои усилия.

Все цели обывателя находятся в пределах этого материального мира. Для духовного искателя этот материальный мир является только началом пути, не имеющего своего конца.

Для обывателя внешний мир – это поле, которое он обрабатывает, для получения определенного результата. В то же время, для духовного искателя поле внешнего мира является своеобразным тренажёром, используя который, человек стремится к возрастанию своего внутреннего совершенства.

Для обывателя важны результаты любых его усилий. И все свои усилия он прилагает только ради результатов. Получение результатов всегда сопровождается удовольствием, которое сравнительно быстро проходит и тогда обыватель стремится к другим результатам, чтобы вновь пережить состояние удовольствия. Для духовного искателя сам процесс делания, сам путь рождает состояние радости. Для него не имеет значения результат, так как его целью является процесс, путь.

Обыватель не стремится к гармонии с внешним миром, хотя иногда и создаёт вокруг себя гармонию, но его усилиями в этом направлении движет стремление получить для себя удовольствие или приобрести значимость. В то же время, духовный искатель стремится к состоянию гармонии как внутри самого себя, так и к гармонии с внешним миром.

Суть целей, которые преследует обыватель, почти всегда определяются программами, вложенными в него природой. Эти программы соответствуют программам стадных животных, но в связи с тем, что человек стоит на более высокой ступени эволюции, то они получают социальный человеческий оттенок, хотя по своей сути остаются программами, характерными для животного мира. Человек очеловечивает эти программы, но при их реализации, остаётся таким же несознательным существом, как и животные. Это состояние для человека подобно ночному сновидению, в котором человек так же несознателен и все его действия не контролируются его сознательной волей, но управляются внешними обстоятельствами, на которые определённым образом реагируют его программы. Человек, избравший для себя внутренний путь, стремится к максимально полной пробужденности, при которой каждое его действие и состояние сопровождаются всё более полной осознанностью.

Обыватель в любых взаимодействиях с внешним миром стремится к всё возрастающей собственной значимости. И этого он достигает самыми разнообразными способами. Конечной целью любой значимости является власть, одной из важных граней которой является почитание, уважение и даже преклонение. Для духовного искателя внешняя значимость не имеет никакого значения. Более того, осознание побуждения что-то делать или говорить, ради того, чтобы выглядеть более значимым, для духовного искателя является средством освобождения от настойчивых стремлений эго во всём утверждать себя.

Опубликовано